Чернь

ЧЕРНЬ, ни­ел­ло (итал. niello, от лат. ni­gel­lus, умень­шит. от niger – чёр­ный), сплав се­реб­ра, свин­ца, се­ры и дру­гих варь­и­рую­щих­ся ком­по­нен­тов, а так­же тех­ни­ка ук­ра­ше­ния этим спла­вом из­де­лий из се­реб­ра и зо­ло­та. Гра­ви­ро­ван­ный ри­су­нок на ме­тал­лической по­верх­но­сти за­пол­ня­ет­ся из­мель­чён­ной Чернью и под­вер­га­ет­ся об­жи­гу, по­сле че­го он при­об­ре­та­ет тём­ный или тёмно-се­рый цвет.

Чернь из­вест­на с ан­тич­но­сти. Чернёные изображения (сюжетные, пейзажные, орнаментальные) выполняются на отдельных пластинах (например, в Италии в 15–16 веках) либо украшают посуду, оружие, ювелирные изделия и прочее (Чернь западноевропейская, индийская, прибалтийских и кавказских народов и др.). Известны серебряные подвески, браслеты, лунницы с Чернью русских мастеров 10–13 веков, наибольшее разнообразие форм изделий и сюжетов чернёных рисунков было достигнуто в России в 18 веке.
Метод декорирования изделий особенным составом — чернью.

Чернь — древняя техника оформления художественных изделий из благородных металлов (серебра и золота), заключающаяся в использовании особой смеси (темной массы) на предварительно подготовленном изделии с углублением глубиной не менее 0,2-0,5 мм.

Имеется множество рецептов черни, различающихся по ингредиентам и окраске, от серебристо-серых оттенков до черно-бархатных. Чернь состоит из серебра, меди, свинца (или олова) и серы, соединенных в разных соотношениях.

Существует два метода нанесения черни на изделия: сухой и влажный. При сухом варианте на поверхность изделия наносят порошок черни, а затем подвергают обжигу. При влажном методе чернь на изделие накладывают в виде кашицы, имеющей консистенцию сметаны, разведенной водой; затем изделие прокаливают, кашица плавится, заполняет углубление и покрывает предмет. На завершающем этапе отделки изделия иногда используют золото. Изделия для чернения могут быть изготовлены различными техниками: гравировкой, тиснением, чеканкой и т.д.
В черневом искусстве можно выделить методы использования черного цвета, влияющие на восприятие художественной композиции как белого на черном или черного на белом. Например, на ранних образцах домонгольской русской черни (10-12 вв.) углубленный фон заполнялся черным цветом, тогда светлый рисунок четко выделялся на черном фоне. Начиная с 13 века используется другой подход: наоборот, углубляется и заполняется черным цветом сам рисунок (контурный или сплошной); при этом черный рисунок воспринимается на светлом фоне.

В произведениях 16-17 веков между темным и светлым представлением рисунка достигается изысканное гармоничное сочетание, к примеру, темная тарелка из оружейной палаты 17 века. В темном искусстве возможно выражение светотени, объемов, пространства и планов, например, в произведениях мастеров 17-18 веков Великого Устюга.
Made on
Tilda