Константин Бранкузи

Constantin Brâncuşi
Constantin Brancusi
Бранкузи считается одним из самых влиятельных скульпторов XX века и пионером модернизма. Его работы характеризуются геометрической элегантностью, превосходным мастерством и инновационным использованием различных материалов (дерево, мрамор, сталь и бронза).
Что мы узнали
от Константина Бранкузи?
Когда вы представляете себе абстрактного скульптора, что приходит на ум? Кто-то в грубой рабочей одежде, покрытый пятнами гипса? Кто-то серьезный, любознательный и одержимый совершенством? Визионер, полный уверенности и смирения? Это может звучать слишком поэтично, как карикатура. Но это идеально описывает Константина Бранкузи, отца модернистской абстрактной скульптуры.

Создание объема в пространстве в нефигуративной форме — задача не из легких. Но когда Бранкузи впервые сделал это, это было почти неслыханно. Бранкузи стал пионером в технических и эстетических аспектах, которые сформировали наше понимание абстрактной скульптуры сегодня. Он также сыграл ключевую роль в создании философской основы этой области.

Чтобы понять путь, который прошла абстрактная скульптура за последнее столетие, и место, которое она занимает в мире искусства сегодня, давайте вернемся к истокам и откроем для себя источник вдохновения.
Легенда о Константине Бранкузи
Большинство фотографий зрелого Константина Бранкузи показывают человека с диковатой внешностью: глубокие морщины на лице, растрепанные волосы, длинная борода и одежда, напоминающая наряд бродяги. Это может показаться образом, созданным для соответствия общественному представлению о художнике, но в случае Бранкузи это не было игрой. Немногие известные художники могут похвастаться такими «земными» корнями.

Константин Бранкузи родился в крестьянской семье в румынской деревне, примерно в 80 километрах от современной сербской границы. Помимо того, что в 7 лет он уже пас овец, точные обстоятельства его юности остаются неясными, но достаточно сказать, что немногие счастливые дети сбегают из дома. Бранкузи сбегал несколько раз, окончательно покинув дом в возрасте всего одиннадцати лет.

Он добрался до города Крайова, расположенного в 188 километрах от его родной деревни. Крайова, относительно космополитичный город с населением около 40 000 человек в то время, имел экономику, основанную на производстве и промышленности. Бранкузи зарабатывал на жизнь случайными подработками, включая гадание и обслуживание гостей в кафе. В конце концов, он начал посещать занятия по деревообработке и нашел работу, изготавливая мебель.

Легенда гласит, что в возрасте 18 лет он вручную сделал скрипку из обрезков дерева. Скрипка впечатлила богатого покровителя, который впоследствии оплатил обучение Бранкузи в Национальной школе изящных искусств в столице Румынии, Бухаресте. Окончив школу с отличием, Бранкузи — бывший пастух, сбежавший ребенок, уличный мальчишка и резчик по дереву — снова покинул дом. По некоторым данным, он пешком прошел почти 2300 километров от Бухареста через Австрию и Германию до Парижа.
Суть вещей
Прибыв в Париж в 1904 году, Бранкузи оказался в эпицентре вихря модернистской мысли. Он с энтузиазмом продолжил изучать скульптуру и через пару лет начал работать помощником в мастерской одного из ведущих скульпторов того времени, Огюста Родена. Однако, проработав у Родена всего месяц, Бранкузи ушел, чтобы сосредоточиться на собственном творчестве. Одной из первых скульптур, созданных Бранкузи самостоятельно в 1907 году, стала работа под названием Поцелуй, явный комментарий к знаменитой скульптуре Родена с тем же названием, созданной в 1889 году. Сравнение этих двух работ наглядно демонстрирует огромную разницу между видением Бранкузи и его кратковременного наставника.

Помимо очевидной эстетической разницы, работы Бранкузи и Родена разделяли и другие глубокие различия. Самое важное из них — подход к выражению истинной сущности объекта. Роден склонялся к преувеличению мускулатуры своих персонажей, чтобы передать силу и дух их внутреннего характера. Бранкузи же пошел другим путем в поисках духа своих объектов, полностью отвергнув реалистичную форму в пользу абстрактной, которая могла бы передать то, что он называл «внутренней скрытой реальностью».

Еще одно фундаментальное различие между работами Родена и Бранкузи заключалось в их методах создания. Роден разработал метод промышленного производства, чтобы создавать свои монументальные работы из металла. Он начинал с лепки из глины, а затем привлекал команду помощников для отливки окончательной формы из металла или высечения из мрамора. В противоположность этой практике Бранкузи предпочел создавать свои скульптуры вручную, самостоятельно вырезая их из дерева или камня или отливая из металла. Физичность этого метода в сочетании с абстрактным видом скульптур Бранкузи помогла утвердить ранний модернистский акцент на важности руки художника и выражении личного художественного видения.
Луис Комфорт Тиффани
Роден — Поцелуй, около 1882 года.
Мрамор. 181,5 см × 112,5 см × 117 см (71,5 дюйма × 44,3 дюйма × 46 дюймов)
Constantin Brancusi
Константин Бранкузи — Поцелуй, 1907 год.
Поверхность и блеск
Наряду с преданностью ручной резьбе по скульптурам, Бранкузи также уделял огромное внимание обработке их поверхностей, вручную сглаживая и полируя их до идеальной гладкости и высокого блеска. Его скульптура Портрет мадемуазель Погани была высмеяна критиками из-за своей гладкой, блестящей поверхности, которую сравнивали с яйцом. Принцесса X, одна из самых противоречивых работ Бранкузи, является прекрасным примером его преданности качеству поверхности. Созданная около 1915 года, эта футуристическая бронзовая скульптура вызвала настоящий переполох на Салоне независимых в Париже.

Споры вокруг Принцессы X заключались в том, что судьи и зрители считали, что она должна была изображать фаллос. Бранкузи настаивал, что такое толкование неверно. Вместо этого он утверждал, что эта высокополированная, зеркальная скульптура является абстрактной версией женской формы, намекающей на голову, шею и бюст женщины, склонившей голову, чтобы увидеть свое отражение в зеркале. Несмотря на споры, эта работа помогла определить iconic, высокополированный эстетический стиль Бранкузи и его абстрактный поиск «сути вещей».
Constantin Brancusi
Константин Бранкузи — Принцесса X, 1915,
полированная бронза.
Животная природа
Фокус Бранкузи на абстрактных темах и формальных качествах материала нашел яркое выражение в нескольких скульптурах животных, созданных им в 1920-х годах. Самая известная из его анималистических форм — Птица в пространстве. К этой форме он возвращался снова и снова на протяжении многих лет. Она не была предназначена для изображения реальной птицы, а скорее вызывала ассоциации с птичьим крылом и передавала сущность полета.

Еще одна скульптура Бранкузи, Рыба, на первый взгляд кажется фигуративной, так как верхний элемент напоминает форму рыбы. Однако форма сведена к тонкому лезвию. И этот тонкий металлический элемент — лишь одна часть всей композиции. Бранкузи создал эту скульптуру так, чтобы она служила собственным основанием. Вместо того чтобы стоять на платформе, Рыба поддерживает сама себя. В контексте всей композиции скульптура становится более символичной. Металлический элемент в форме рыбы покоится на зеркальной пластине, которая стоит на резной деревянной форме, напоминающей чашу. В центре чаши находится отверстие, похожее на яйцо. В целом, тонкая форма на пластине, стоящей на чаше, вызывает ассоциации с церковным причастием, почти явно отсылая к христианской мифологии.
Constantin Brancusi
Константин Бранкузи — Птица в пространстве, мрамор, 56¾ × 6½ дюймов.
Constantin Brancusi
Константин Бранкузи — Рыба.
Элементы основания
Помимо новаторского использования мифологических отсылок в духе модернизма, скульптура Бранкузи Рыба и многие другие его работы в том же ключе стали пионерами идеи о том, что скульптура и ее способ поддержки могут быть единым целым. Идея самодостаточной скульптурной композиции открыла новые возможности для экспонирования, позволяя скульптурным работам занимать пространство совершенно новым образом — не как объект, представленный в пространстве, а как объект, взаимодействующий с пространством, контекстуализирующий и даже определяющий его для зрителей. Скульптура Бранкузи Колдунья, созданная в 1920 году, не только самодостаточна, но и ее основание, кажется, добавляет дополнительный повествовательный элемент, напоминая алтарь, поддерживающий фигуру ведьмы.
Constantin Brancusi
Константин Бранкузи — Колдунья.
Влияние Бранкузи
на современное искусство
Следуя своим идеям до их логического завершения, Бранкузи создал эстетику поверхности и материальности, которая повлияла на такие далекие движения, как минимализм. Его натуралистические резные работы стали одними из первых примеров биоморфного стиля, который позже переняли такие художники, как Барбара Хепворт. Его смесь модернизма, мифологии и примитивизма стала предшественником нео-примитивных движений, таких как лирическая абстракция и абстрактный экспрессионизм.

Но помимо того, что Бранкузи был эстетическим пионером в области абстракции, он был лидером в мышлении. Он верил в свои идеи. Вспомним самого известного ученика Бранкузи — Исаму Ногучи. До встречи с Бранкузи Ногучи подвергался насмешкам со стороны своего бывшего учителя, фигуративного скульптора Гатсона Борглума, известного как создателя горы Рашмор. Борглум заявил, что у Ногучи нет таланта. Годы спустя, путешествуя по Парижу, Ногучи стал помощником Бранкузи. Там он получил поддержку, которая вдохновила его на собственный путь как мастера модернизма.

Самое важное влияние Бранкузи на историю модернистской скульптуры заключалось в его непоколебимой преданности силе и потенциалу индивидуального видения художника. Его вера в собственные идеи и готовность идти против общепринятых норм вдохновили поколения художников на поиск собственного уникального голоса в искусстве.
Купить антиквариат в Москве
Уникальные сокровища в самом сердце столицы.
Наш магазин на ул. Трофимова, дом 29, предлагает редкие предметы старины для ценителей и коллекционеров.
Ассортимент:
Старинная мебель: комоды эпохи ампир, стулья времен Людовика XV.
Картины и графика: работы известных мастеров.
Фарфор и керамика: сервизы, вазы, статуэтки.
Ювелирные изделия: украшения с драгоценными камнями.
Книги и документы: редкие издания, рукописи, автографы.

Почему мы?
Магазин расположен в центре Москвы. Эксперты расскажут историю каждого предмета. Антиквариат — это не только красота, но и выгодная инвестиция.

Как купить?
Посетите магазин по адресу: ул. Трофимова, дом 29.
Изучите онлайн-каталог с фото и описаниями.
Получите консультацию по подлинности и уходу.

Интересные факты:
В коллекции есть предметы, принадлежавшие известным личностям.
Ассортимент регулярно обновляется.
Мы сотрудничаем с реставраторами для сохранения экспонатов.

Контакты:
Адрес: ул. Трофимова, дом 29
Телефон: +7 (901) 780-09-61, +7 (901) 780-06-93
Сайт: www.антиквариат29.рф
Режим работы: пн-вс, с 11:00 до 17:00

Станьте частью истории вместе с нами!

Антикварный магазин
на ул. Трофимова, д. 29

Профессиональная команда знатоков антиквариата

Наши эксперты — исследователи, открывающие двери в прошлое. Их опыт превращает каждый предмет в уникальную историю. Они слышат шепот веков и разгадывают тайны старинных вещей.


Мир антиквариата: путешествие во времени

Антиквариат — проводник в прошлое. Каждый предмет хранит следы эпохи и судеб. Шкатулки, часы, картины — это мосты между прошлым и настоящим.


Антиквариат как источник волшебства

Мы создаем волшебство, находя антиквариат. Представьте подарок с целой историей внутри. Старинные вещи связывают с другой эпохой, делая подарок путешествием во времени.

Made on
Tilda