Футуризм (от латинского слова futurum, означающего «будущее») — это обобщающее название ряда авангардных течений в искусстве и литературе, которые активно развивались в 1910–1920-х годах. Основателем этого направления стал итальянский поэт Филиппо Томмазо Маринетти. В 1909 году в Италии, а затем и во Франции, был опубликован его знаменитый «Манифест футуриста», в котором Маринетти воспевал технический прогресс, индустриализацию и механизацию, одновременно выступая против устаревших культурных и общественных институтов. Идеи Маринетти нашли отклик среди миланских художников, таких как Умберто Боччони, Джино Северини, Карло Карра, Джакомо Балла и других.
В 1910 году Боччони вместе с группой единомышленников создал «Манифест художников-футуристов», где призывал к борьбе с «фанатичной бессмысленностью и снобистской религией прошлого». Художники стремились привнести в искусство новую оригинальность, сделав акцент на динамике и движении. Они отвергали традиционные методы, такие как использование темных тонов и изображение обнаженной натуры, предлагая вместо этого передавать энергию и скорость современной жизни. «Жест, который мы воспроизводим на холсте, больше не будет застывшим моментом. Это должно быть динамическое ощущение. Всё движется, всё меняется… Мы должны вернуться к жизни любой ценой», — провозглашал Манифест.
Первой значимой работой в стиле футуризма считается картина Боччони «Город встает» (1910), которая была представлена на Выставке свободного искусства в Милане в 1911 году. Итальянские футуристы объединили в своих работах элементы постимпрессионизма, дивизионизма, пуантилизма и кубизма. Они стремились передать движение и энергию, используя размытые формы, турбулентные композиции и энергичные мазки. Объектами их картин часто становились технические достижения: автомобили, поезда, самолеты и корабли. Яркие, чистые цвета стали одной из отличительных черт футуристической палитры.
В 1912 году футуризм громко заявил о себе во Франции. В Париже прошла Первая выставка футуристической живописи, которая вызвала бурные обсуждения в художественных кругах. До начала Первой мировой войны футуризм проник в скульптуру (работы Боччони), архитектуру (проекты Антонио Сант-Элиа) и даже музыку (эксперименты Луиджи Руссоло). Хотя война привела к распаду группы, идеи футуризма продолжали развиваться, вдохновляясь хаосом и переменами.
Русский футуризм начал формироваться практически одновременно с итальянским. В 1910 году появилась поэтическая группа «Гилея», в которую вошли Велимир Хлебников, Давид Бурлюк, Владимир Маяковский, Василий Каменский и Алексей Крученых. Их идеи поддержали художники из объединений «Бубновый валет», «Ослиный хвост» и «Союз молодежи». Русские футуристы стремились порвать с академизмом, объединяя искусство и жизнь. Как писали Михаил Ларионов и Илья Зданевич в манифесте «Почему мы раскрашиваемся» (1913), «мы объединили искусство с жизнью… Жизнь вторглась в искусство, и живопись наших лиц — это начало вторжения». Совместные проекты художников и поэтов привели к созданию уникальных произведений, где текст и изображение дополняли друг друга.
Хотя итальянский футуризм, активно обсуждаемый в европейской прессе, мог повлиять на русских художников, последние разрабатывали свои собственные концепции. Например, Наталья Гончарова обратилась к народному искусству, создавая работы в стиле неопримитивизма. Вместе с Михаилом Ларионовым она разработала лучизм — новое направление авангардного искусства. В это же время возник кубофутуризм, сочетавший принципы кубизма и футуризма. К 1915 году русский авангард вышел на новый уровень, ознаменованный появлением беспредметного искусства. Выставка «0,10» в Санкт-Петербурге в 1915 году стала отправной точкой для супрематизма Казимира Малевича и конструктивизма Владимира Татлина.
Среди ключевых работ футуризма можно выделить:
«Город встает» (1910), Умберто Боччони
«Танец пан-пан в Монико» (1911), Джино Северини
«Голубая танцовщица» (1912), Джино Северини
«Динамизм собаки на поводке» (1912), Джакомо Балла
«Уникальные формы непрерывности в пространстве» (1913), Умберто Боччони
Художники, работавшие в стиле футуризма:
Итальянские мастера: Умберто Боччони, Джино Северини, Карло Карра, Джакомо Балла, Луиджи Руссоло, Антонио Сант-Элиа.
Русские авангардисты: Давид Бурлюк, Наталья Гончарова, Михаил Ларионов, Владимир Маяковский.
Футуризм оставил яркий след в истории искусства, став символом стремления к новому, динамичному и технологичному будущему.