Передвижники и мирискусники, «Голубая роза» и «Ослиный хвост», Уновис и АХР — во второй половине XIX и начале ХХ века в России возникали самые разные творческие объединения.
Московское общество любителей художеств (МОЛХ)
Артель художников
Товарищество передвижных художественных выставок
Абрамцевский (Мамонтовский) художественный кружок
«Мир искусства»
«Голубая роза»
«Бубновый валет» и «Ослиный хвост»
«Утвердители нового искусства» (Уновис)
Объединения 1920–30-х годов
Абрамцевский (Мамонтовский) художественный кружок – так называли Представителей творческой интеллигенции, по преимуществу московской, объединившихся вокруг известного предпринимателя и мецената С.И. Мамонтова. Встречи и собрания художников и любителей искусства происходили в доме Мамонтова на Спасско-Садовой улице, а летом - в подмосковном имении Абрамцево близ Сергиева Посада. Мамонтов материально помогал художникам, поддерживал их многие творческие начинания. Кружок существовал в 1878-93 гг., при этом он никогда не был официальным обществом или художественной группировкой. В Абрамцево художники приезжали нередко на все лето с семьями. Здесь они могли работать и общаться. В Абрамцевском кружке изучение русской истории и культуры сочеталось со стремлением оживить традиции народного творчества. В имении были организованы мастерские по возрождению старинных художественных ремесел (резьба по дереву, майолика, шитье). В парке Абрамцева были возведены постройки в "русском стиле" - "Терем" (И.П. Ронета, 1873), церковь и "Избушка на курьих ножках" (по проектам В.М. Васнецова, 1881-83). Одним из самых известных начинаний Мамонтовского кружка стали любительские спектакли. Начиная с 1878 г. они ставились каждый сезон: зимой - в особняке на Спасской-Садовой, летом - в Абрамцеве. Декорации, костюмы, афиши и программы к ним создавали сами художники, они же зачастую были и исполнителями ролей. Наиболее удачной постановкой Мамонтовского кружка считается "Снегурочка" А.Н. Островского, показанная в 1882 г. Эти спектакли во много способствовали появлению в 1890-е гг. Московской частной русской оперы. В абрамцевский кружок входили М.М. Антокольский, А.М. и В.М. Васнецовы, М.В. Врубель, К.А. и С.А. Корокин, И.И. Левитан, М.В. Нестеров, И.С. Остроухов, В.Д. и Е.Д. Поленовы, Н.А. Римский-Корсаков, В.А. Серов, К.С. Станиславский, М.В. Якунчикова и др.
Абстракция-Созидание - международный союз художников-абстракционистов, основанный в феврале 1931 г. по инициативе бельгийского скульптора и живописца Ван Дуйсбурга. Задачами объединения стали осмысление опыта абстрактного искусства и его популяризация. В союз "Абстракция-Созидание" входило около четырехсот членов. Творчество этих художников представляло различные тенденции в абстрактном искусстве. В 1932-36 гг. издавался журнал под тем же названием. Союз распался в 1940-е гг.
Алая роза - объединение московских живописцев символического направления. Во главе стояли уроженцы города Саратова П.В. Кузнецов и П.С. Уткин. Первая выставка состоялась в мае-июне 1904 г. в Саратове по инициативе учащихся МУЖВЗ. На ней были показаны работы Е.В. Александрова, А.А. Арапова, М.В. Волгина (Кузнецова), И.А. Кнабе, П.В. Кузнецова, Н.Н. Нордосского, В.П. Половинкина, Е.С. Потехина, Н.Н. Сапунова, М.С. Сарьяна, С.Д. Симпол, С.Ю. Судейкина, П.С. Уткина, К.Л. Фельден, Н.П. Феофилактова. В качестве почетных экспонентов были приглашены М.А. Врубель и В.Э. Борисов-Мусатов. Эспонировались также произведения, выполненные в технике майолики в абрамцевских мастерских. С 1905 г. члены группы принимали участи в выставках МТХ и сотрудничали в органе московских символистов - журнале "Весы". В 1907 г. они составили ядро новой группы - "Голубая роза", где продолжали развивать символистское направление и принципы декоративизма в живописи.
Артель художников (Санкт-Петербургская артель художников) - объединение, основанное в 1863 г. молодыми художниками - участниками "бунта четырнадцати", которые покинули АХ, отказавшись писать на заданные программы. В их число входили Б. Б. Вениг, А. К. Григорьев, Н. Д. Дмитриев-Оренбургский, Ф. С. Журавлев, А. И. Корзухин, И. Н. Крамской, К. В. Лемох, А. Д. Литовченко, А. И. Морозов, М. И. Песков, Н. П. Петров и Н. С. Шустов. Художники поселились все вместе на Васильевском острове, вели общее хозяйство и занимались творчеством. В 1865 г. был утвержден Устав Артели, согласно которому ее члены совместно выполняли различные художественные заказы, а гонорар делили между собой. Определенная часть средств поступала в "общий котел". Туда же шли и проценты от индивидуальных заказов. Все вопросы творчества решались артельщиками сообща. По сути, это была форма трудовой коммуны. Артель также занималась устройством выставок. По четвергам проходили артельские рисовальные вечера, которые привлекали петербургскую интеллигенцию и творческую молодежь. Объединение художников оказалось недолговечным. После выхода из Артели в 1870 г. И. Н. Крамского, она вскоре прекратила существование. Члены Артели приняли деятельное участие в ТПХВ.
Ассоциация новых архитекторов (АСНОВА) - первая в послереволюционной России организация архитекторов-новаторов, основанная в 1923 г. в Москве. Целью Ассоциации была разработка нового формально-художественного языка архитектуры, новых методов архитектурного образования. Ассоциация была тесно связана с архитектурным факультетом Вхутемаса, ее члены (Н. В. Докучаев, В. Ф. Кринский и др.) организовали там специальное отделение, на котором преподавание велось по новой методике. Кроме того, члены АСНОВА выступали в печати по различным вопросам архитектуры, а также подготовили издание "Архитектура Вхутемаса" (М., 1927). В 1926 г. Ассоциация выпустила "Известия АСНОВА". В начале 1930-х гг. коллективные творческие бригады Ассоциации активно участвовали в архитектурных конкурсах: проекты Дворца искусств, Дворца Советов для Москвы (1931); Театра массового действа для Харькова (1931) и др. Возглавлял Ассоциацию Н. А. Ладовский. В 1928 г. он вышел из АСНОВА и учредил Объединение архитекторов-урбанистов (АРУ), куда вошли и многие члены Ассоциации. Обе организации были ликвидированы в 1932 г. постановлением ЦК ВКП(б) "О перестройке литературно-художественных организаций".
Ассоциация работников изобразительного искусства (АРИЗО) - была организована в Самарканде в 1929 г. по инициативе молодых художников-самоучек. Впоследствии в нее вошли другие художники Самарканда и Ташкента, бывшие члены ташкентского филиала АХР. Целью Ассоциации было объединение художников Узбекистана. АРИЗО выступала за связь искусства и масс, за отражение художниками современной жизни. В АРИЗО входило около ста членов, в их числе А. Н. Волков, И. И. Икрамов, В. Л. Рождественский и др. Во главе ташкентского филиала стоял М. И. Курзин, самаркандское отделение возглавлял О. К. Татевосян. В Самарканде АРИЗО организовала учебные "Экспериментально-производственные мастерские пространственных искусств". Члены Ассоциации вели большую пропагандистскую работу среди населения, обсуждали проблемы развития национального искусства, участвовали в оформлении городских улиц, рабочих клубов и т. д. В 1931 г. произведения членов Ассоциации экспонировались на "Выставке узбекского искусства" в Москве. В 1932 г. АРИЗО была распущена по Постановлению ЦК ВК
П(б).
Ассоциация художников революционной России (АХРР; с 1928 - Ассоциация художников революции - АХР) - основана в Москве в мае 1922 г., тогда же принят Устав, утверждено название, сформирован президиум (председатель П. А. Радимов, товарищ председателя А. В. Григорьев, секретарь Е. А. Кацман). 1 мая 1922 г. на Кузнецком мосту открылась "Выставка картин художников реалистического направления в помощь голодающим", которая в дальнейшем стала считаться первой выставкой АХРР. Главной задачей члены Ассоциации считали создание жанровых картин на сюжеты из современной жизни, в которых они развивали традиции живописи передвижников. Ахровцы боролись с левыми направлениями в искусстве, наносившими, по их мнению, большой вред реалистической живописи, стремились доказать необходимость существования станковой сюжетной картины, боролись с лозунгом "искусство для искусства". Первыми членами АХРР стали ее учредители: А. Е. Архипов, Ф. С. Богородский, А. В. Григорьев, Н. И. Дормидонтов, Е. А. Кацман, В. В. Карев, Н. Г. Котов, С. В. Малютин, С. А. Павлов, С. В. Рянгина, Н. Б. Терпсихоров, Б. Н. Яковлев и др. Организация стремительно разрасталась. Уже к лету 1923 г. Ассоциация насчитывала около трехсот членов; стали возникать ее областных и республиканские филиалы, к 1926 г. их было уже около сорока. В числе первых появились филиалы в Ленинграде, Казани, Саратове, Самаре, Нижнем Новгороде, Царицыне, Астрахани, Ярославле, Костроме, Ростове-на-Дону. В АХРР коллективно вливались участники других художественных объединений. Так, в 1924 г. в Ассоциацию вошли члены Нового общества живописцев, в 1926 г. - группа "бубновалетовцев", в 1929 - художники из объединения "Бытие", в 1931 - из общества "Четыре искусства". Среди тех, кто пополнил ряды АХРР, было немало живописцев, получивших признание до Октябрьской революции: В. Н. Бакшеев, И. И. Бродский, В. К. Бялыницкий-Бируля, Н. А. Касаткин, Б. М. Кустодиев, Е. Е. Лансере, Ф. А. Малявин, И. И. Машков, К. С. Петров-Водкин, А. А. Рылов, К. Ф. Юон и др. В 1920-е гг. Ассоциация приобретала все большее число сторонников, пользовалась поддержкой государства и укрепляла свои позиции, обрастая новыми структурами. Так, в 1925 г. по инициативе учащихся московских и ленинградских художественных вузов создается объединение молодежи АХРР - ОМАХРР, которое вскоре обрело статус автономной организации со своим уставом. Главным направлением деятельности АХРР в 1920-е гг. стали выставки. За десятилетие ее существования состоялось одиннадцать крупных выставок. Кроме того, ахровцы участвовали в XVI Международной выставке искусств в Венеции (1928), в Художественно-промышленной выставке СССР в Нью-Йорке (1929), а также показали самостоятельную выставку в Кёльне (1929. Параллельно за период 1923-31 гг. прошло более семидесяти выставок филиалов АХРР. Ахровцы ввели в свою практику тематический принцип выставок: "Жизнь и быт Красной Армии" (1922), "Жизнь и быт рабочих" (1922), Революция, быт и труд" (1924 и 1925),
"Искусство в массы" (1929) и др. От них берет начало традиция придавать выставкам форму своеобразного художественного отчета. В 1924 г. была создана издательская часть АХРР, которая выпускала цветные репродукции, открытки, альбомы и выставочные каталоги. С 1929 г. ахровцы издавали журнал "Искусство в массы" (вышли двадцать номеров). Деятельность Ассоциации была прекращена в 1932 г. специальным Постановлением ЦК ВКП(б).
"Баухауз" (нем. Bauhaus - дом строительства) - художественное учебное заведение и творческое объединение в Германии. Основано в 1919 г. архитектором В. Гроппиусом в Веймаре, в 1925 г. переведено в Дессау, в 1933 упразднено фашистскими властями. Руководители "Баухауза" (Х. Майер, Й. Альберс и др.), опираясь на эстетику функционализма, ставили целью выработать новые принципы формообразования в пластических искусствах; они стремились к комплексному художественному решению бытовой среды, развивали у студентов способность творческого осмысления новых материалов и конструкций, учили создавать добротные и целесообразные изделия. Значительное место отводилось преподаванию дизайна. Главным звеном учебного процесса в "Баухаузе" была трудовая практика студентов в производственных, художественных и проектных мастерских, где наряду с работами учебно-этюдного характера они создавали архитектурные проекты, произведения декоративной пластики, образцы массовых бытовых изделий. Преподавательскую и практическую работу вели крупные архитекторы, дизайнеры, некоторые художники-авангардисты (В. В. Кандинский, П. Клее, О. Шлеммер и др.). Деятельность "Баухауза" сыграла важную роль для утверждения принципов рационализма в мировой архитектуре XX в. и становления современного художественного конструирования.
Башня - художественная студия с таким названием существовала в Москве в 1910-е гг. Это была типичная для тех лет свободная мастерская, в которой художники могли рисовать натуру; здесь обсуждались темы, связанные с современным искусством. Студию посещали Н. С. Гончарова, М. Ф. Ларионов, Л. С. Попова, Л. А. Прудковская, А. И. Трояновская, Н. А. Удальцова и др. Состав посетителей часто менялся.
Бубновый валет - объединение московских живописцев, ведущее начало от одноименной выставки, организованной в 1910 г. Его членами были В. Д. и Д. Д. Бурлюки, Н. С. Гончарова, П. П. Кончаловский, А. В. Куприн, Н. Кульбин, М. Ф. Ларионов, А. В. Лентулов, К. С. Малевич, И. И. Машков, Р. Р. Фальк, В. В. Рождественский и др. Название принадлежит М. Ф. Ларионову, который, по-видимому, имел в виду негативную трактовку образа в духе старинного французского толкования игральной карты: "бубновый валет - мошенник, плут". Поясняя свой выбор, художник говорил: “Слишком много претенциозных названий … как протест мы решили, чем хуже, тем лучше … что может быть нелепее "Бубнового валета"?”. Для художников объединения характерны живописно-пластические искания в духе постимпрессионизма. Бубнововалетцы выработали своеобразную живописно-пластическую систему (так называемый русский сезаннизм), где принципы кубизма и фовизма претворены с учетом влияния русского народного искусства - лубка, росписи по дереву и керамике а также росписей подносов и вывесок. Из всех жанров живописи они отдали предпочтение натюрморту, пейзажу и портрету, решая задачи построения объемной формы на плоскости с помощью цвета, передачи "вещественности" натуры, ее фактурной осязаемости. На выставках "Бубнового валета" помимо картин членов объединения экспонировались работы живших в Мюнхене В. В. Кандинского и А. Г. Явленского, а также французов Ж. Брака, К. Ван Донгена, Ф. Валотона, М. Вламинка, А. Глеза, Р. Делоне, А. Дерена, А. Марке, А. Матисса, П. Пикассо, А. Руссо, П. Синьяка, других известных художников; устраивались открытые диспуты о судьбах современного искусства, читались доклады и т. д. Однако само объединение, разъедаемое внутренними противоречиями, оказалось недолговечным. В 1911 г. из него вышли наиболее радикально настроенные художники (Бурлюки, Гончарова, Ларионов и др.), ориентированные в своих работах на образцы народного и примитивного творчества, кубофутуризма, абстрактного искусства. Они организовали самостоятельную выставку полд эпатажным названием "Ослиный хвост". В 1916-17 гг. другая группа художников, исповедовавших умеренные взгляды и приверженных более традиционной станковой картине (Кончаловский, Машков, Куприн, Лентулов, Рождественский, Фальк) перешла в объединение "Мир искусства". После этого "Бубновый валет" фактически перестал существовать.
Бытие - объединение московских художников, основанное в 1921 г. группой выпускников Вхутемаса. В 1924-26 гг. пополнилось бывшими членами объединений НОЖ и "Московские живописцы". Члены общества: М. Н. Аветов, С. А. Богданов, А. А. Лебедев-Шуйский, П. П. Соколов-Скаля и др. Было организовано семь выставок "Бытия", в которых участвовали, помимо членов объединения, П. П. Кончаловский, А. В. Куприн, А. А. Осмеркин, Г. Г. Ряжский. Для художников этого объединения, сформировавшихся под влиянием "Бубнового валета", характерны живописные искания в пейзаже и натюрморте, а также обращение к советской тематике. Однако нечеткость программных установок привела "Бытие" к расколу, часть его членов перешла в АХРР. В 1930 г. объединение прекратило свое существование.
Венок - кратковременное выставочное объединение, в которое входили петербургские и московские художники, близкие к символизму, в том числе участники "Голубой розы" и выставки "Стефанос", прошедшей в Москве зимой 1907/08 г. В группу входили: Б. И. Анисфельд, А. Ф. Гауш, А. Е. Карев, П. В. Кузнецов, М. Ф. Ларионов, В. Н. Масютин, Н. Д. Милиоти и др. Одноименная выставка состоялась в Петербурге весной 1908 г.
Гилея - литературно-художественное объединение кубофутуристов, возникло в мае 1910 г. Начало ему положило содружество братьев В. Д. и Д. Д. Бурлюков и Б. К. Лившица, сложившееся в имении Чернянка Таврической губ., где в 1907-14 гг. жила семья Бурлюков. Само слово "Гилея" - в переводе с древнегреческого "Лесная" - название области в Скифии. В "Гилею", помимо ее основателей, входили Е. Г. Гуро, А. Гей (С. М. Городецкий), В. В. Каменский, А. Е. Крученых, В. Хлебников, В. В. Маяковский и др. Их также называли "будетлянами" и кубофутуристами. "Гилею" считают самой ранней и самой радикальной футуристической группировкой в России. В марте 1913 г. литературное объединение "Гилея" вошло в состав "Союза молодежи", однако название "Гилея" еще долго использовалось участниками группы.
Голубая роза - объединение художников символистской направленности, возникшее в 1907 г. в Москве. Получило название от одноименной выставки, организованной в 1907 г. журналом "Золотое руно", издававшимся на средства любителя искусства и мецената Н. П. Рябушинского. Вокруг журнала группировались московские поэты-симолисты во главе с В. Я. Брюсовым, которому, предположительно, принадлежит и идея названия выставки. В объединение входили живописцы и графики П. В. Кузнецов, Н. П. Крымов, Н. Н. Сапунов, М. С. Сарьян, С. Ю. Судейкин, П. С. Уткин, Н. П. Феофилактов, братья В. Д. и Н. Д. Милиоти, А. В. Фонвизин и др. Ядро составляли участники саратовской выставки "Алая роза", проходившей в 1904 г. Решающее влияние на формирование стиля объединения "Голубая роза" оказало творчество В. Э. Борисова-Мусатова. Для работ "голуборозовцев" характерно выраженное декоративное начало; создание своеобразных живописных произведений, сочетающих принципы станковизма и монументальности (картина-гобелен, картина-панно) с преобладанием элегической, мистико-иносказательной тематики. Не случайно для некоторых из них - Сапунова, Судейкина - органичным стал переход в область театрально-декорационного искусства. Работы художников "Голубой розы" отличает изысканность линейного ритма, тяготение к плоскостному решению, к мягкому, приглушенному колориту, часто - к тональной живописной организации композиции. Выставки объединения отличались особым, изысканным оформлением залов, убранных живыми цветами, обставленных "стильной" мебелью, украшенных искусно подобранными драпировками. В этой обстановке свои стихи читали поэты-символисты А. Белый, В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, звучала музыка А. Н. Скрябина. Объединение прекратило свою деятельность в 1910 г. В 1925 г. в Москве состоялась ретроспективная выставка "Мастера "Голубой розы".
Жар-цвет - объединение живописцев и графиков, основанное в Москве в декабре 1923 г. В него вошли главным образом бывшие члены "Мира искусства" (К. Ф. Богаевский, А. Е. Архипов, М. А. Волошин, В. А. Ватагин, О. Л. Делла-Вос-Кардовская, М. В. Добужинский, Д. И. Митрохин, П. И. Нерадовский, А. П. Остроумова-Лебедева, К. С. Петров-Водкин, Н. Э. Радлов, В. Д. Фалилеев и др.) и "Московского салона". Их объединяло внимание к вопросам художественного мастерства, к культуре живописи и рисунка, к картине в ее традиционной форме. В то же время работы этих художников зачастую тяготели к декоративной стилизации. "Жар-цвет" действовал в основном как выставочное объединение, в 1924-29 гг. в Москве было организовано пять выставок его членов. Объединение распалось в 1929 г.
Золотое сечение (франц. "Section d'Or") - художественное объединение, возникшее в Париже в 1911 г. и окончательно сложившееся после первой кубистической выставки, организованной в октябре 1912 г. в галерее Ла Буэтье. В состав объединения входили около тридцати художников-кубистов, среди них Ф. Леже, А. Глез, А. Метцинже, А. Ле Фоконье. Участники "Золотого сечения" отвергая традиционную живопись, провозглашали новые задачи искусства: создание самостоятельных живописных реальностей, независимых от реальности объективной. Работы этих художников строятся на сочетании прямых линий, граней и кубоподобных форм.
Владимирская школа живописи, Владимирская пейзажная живопись - направление, прочно утвердившее себя в искусстве в 1970-е годы и в настоящее время вошедшее в сокровищницу подлинных достижений российской национальной школы.
Впервые художники этого региона заявили о себе после прошедшей в Москве в 1960 году Первой республиканской выставки «Советская Россия», когда три художника - Ким Бритов, Владимир Юкин и Валерий Кокурин - показали свои произведения, результат творческих исканий и экспериментов.
В своих работах К.Бритов неистово изучал приемы фактурного письма, искал особый светоносный колорит, передающий настроение. В. Юкин стремился выразить чувства через состояние природы, В. Кокурина интересовала световоздушная среда, меняющая цвет и очертания предметов. Общность эстетических взглядов, единство художественного стиля и творческого метода при сохраняющейся индивидуальности манер позволили говорить о формировании новой школы в отечественной пейзажной живописи. Художники К. Бритов, В. Юкин и В. Кокурин стали её основоположниками.
Владимирские художники опирались на глубокие традиции искусства своей земли. Икона, мстерская лаковая миниатюра, домотканый половичок, лоскутное одеяло, светящаяся киноварью владимирская гладь - вот истоки цветовой палитры, на которой строилась их эстетическая система. В основе ее - сплав народной культуры, идущей из глубины веков, и вершин русского пейзажа, занявшего к началу XX века достойное место в европейском художественном процессе.
Киммерийская школа живописи - пейзажная школа на южном побережье Крыма, сложившаяся в конце XIX - начале XX века.
Представители киммерийской школы: Иван Айвазовский, Константин Богаевский, Максимилиан Кириенко-Волошин, Э.Я. Магдесян, К.К. Арцеулов, Лев Лагорио, М.П. Латри, А.И. Фесслер, А.И. Ганзен.
Ленинградская школа живописи - под ленинградской школой в узком смысле обычно понимаются художники, наследие и традиции Ленинградского Института Живописи, Скульптуры и Архитектуры имени И.Е. Репина, в более широком - Ленинградский Союз Художников.
История ленинградской школы охватывает период с начала 1930-х по начало 1990-х гг.
Московская живописная школа - несколько поколений московских живописцев, тяготевших к традициям старого Московского Училища живописи, ваяния и зодчества.
Южнорусская школа живописи
Профессиональная команда знатоков антиквариата
Наша команда — это уникальные эксперты, способные открыть двери в прошлое. Их опыт и знания превращают каждый предмет в историю. Они не просто знатоки, а исследователи, умеющие слышать шепот веков.
Специалисты работают как детективы, разгадывая тайны старинных вещей. Каждая деталь для них важна. Их цель — найти истину, скрытую в антиквариате.
Мир антиквариата: путешествие во времени
Антиквариат — это проводник в прошлое. Каждый предмет хранит следы эпохи и судеб. Даже пыль на старинных вещах кажется драгоценной.
Шкатулки, часы, картины — все они несут частичку души создателя. Эти предметы становятся мостом между прошлым и настоящим.
Антиквариат как источник волшебства
Мы не просто находим антиквариат — мы создаем волшебство. Представьте, как ваш близкий открывает подарок с целой историей внутри.
Прикосновение к старинной вещи связывает с другой эпохой. Это не просто подарок, а путешествие во времени.