Жоан Миро

Joan Miro i Ferra
«Миро — самый сюрреалистический из нас всех. Его работы — это окно в мир чистой поэзии и свободы.»
- Андре Бретон (основатель сюрреализма)
Жоан Миро-и-Ферра (под влиянием испанского языка пишется также Хоан и Хуан; кат. Joan Miró i Ferrà, 20 апреля 1893, Барселона — 25 декабря 1983, Пальма-де-Мальорка) — каталонский (испанский) художник, скульптор и график. Направление его творчества — абстрактное искусство. Миро также близок к сюрреализму, работы художника похожи на бессвязные детские рисунки и содержат фигуры, отдалённо похожие на реальные предметы.
Жоан Миро и его шедевр «Ферма»:
мост между реальностью и сюрреализмом
Жакоб Абраам Камиль Писсарро
La Granja
Жоан Миро (Joan Miro i Ferra)
1922 год
Картина Жоана Миро «Ферма» (1922) — это не просто произведение искусства, а настоящий портал в мир художника, где каждая деталь наполнена глубоким смыслом и личными переживаниями. На этом полотне изображён семейный загородный дом в Мон-Роиг-дель-Камп, Каталония — место, которое Миро считал своим духовным убежищем. Позже художник признавался: «Я хотел запечатлеть на холсте всё, что мне нравилось в этой стране, от огромного дерева до крошечной улитки».

«Ферма» занимает особое место в творчестве Миро. Сам художник называл её ключевой работой, отмечая, что это «итог одного периода моей работы, но также отправная точка для того, что должно было последовать». Действительно, эта картина стала вершиной его реалистического стиля, предшествующего переходу к сюрреализму. Здесь Миро демонстрирует невероятное внимание к деталям, тщательно выписывая каждый элемент — от животных и растений до предметов быта, создавая сложный, почти поэтический образ сельской жизни.

Интересно, что «Ферма» нашла отклик не только у ценителей искусства, но и у литературных гениев. Эрнест Хемингуэй, который приобрёл картину, сравнил её художественное значение с романом Джеймса Джойса «Улисс». В 1934 году он писал: «Я не променяю «Ферму» ни на одну картину в мире». Это высказывание подчёркивает уникальность работы Миро, которая сочетает в себе реализм и символическую глубину, предвосхищая его будущие эксперименты с абстракцией и сюрреализмом.

«Ферма» — это не просто изображение дома, это отражение души художника, его любви к родной земле и стремления запечатлеть её суть. Картина остаётся важным символом в истории искусства, напоминая нам о том, как простота и искренность могут стать основой для великих творений.
«Миро — это художник, который смог освободить искусство от оков традиции. Его работы — это гимн свободе и воображению.»
- Пабло Пикассо
Биография и творчество
Жоан Миро родился в Барселоне в 1893 году. В 1900 году Миро поступил в частную школу, где посещал, помимо прочего, уроки рисования. В 1907 году поступил в Школу изящных искусств Ла Лонха к Модесту Урхелю, а в 1910 году окончил бухгалтерские курсы в коммерческой школе Барселоны. Годом позже художник заболел, лечился на родительской ферме в Монт-роч-дель-Камп. С 1912—1915 годах учился в частной художественной школе Франсиско Гали в Барселоне, в этом же году пишет первые картины.

После учёбы Жоана Миро забрали на шестимесячную военную службу. В 1917 году состоялась первая персональная выставка художника.

В 1920 году Миро приезжает в Париж, знакомится с Пикассо и другими художниками. В 1921 году художник работал над картиной «Ферма», купленной Эрнестом Хемингуэем. В 1928 году художник посещает Голландию, создаёт серию «Голландские интерьеры». В 1929 году Жоан Миро вступает в брак с уроженкой острова Майорка Пилар Хункоса Иглесиас. В 1930 году у художника рождается дочь Мария. В 1933 году в Барселоне проходит выставка коллажей Миро. В период гражданской войны (1936—1939) Миро живёт на своей ферме.

В 1937 году переехал в Париж, скрываясь от фашизма. В Париже Миро живёт в маленькой дешёвой гостинице, пишет картину «Натюрморт со старым ботинком», рисует афишу «Помогите Испании!», призывая весь мир к борьбе с фашизмом. Во время Второй мировой войны Миро переезжает в Варанживиль, маленькую деревню на побережье Нормандии. В 1947 году Миро получает заказ на роспись стен ресторана «Ле Гурме» и террасы гостиницы «Хилтон» в Цинциннати. В 1948 году — Миро возвращается в Париж.

В 1950 году Миро пишет фреску для Гарвардского университета, а в 1955 году расписывает стены парижского отделения ЮНЕСКО произведениями «Стена солнца и стена луны». В 1975 году в Барселоне основан Фонд Жоана Миро.

Похоронен на Монжуикском кладбище (кат. Cementiri de Montjuïc) в Барселоне.
«Миро создаёт мир, который существует за пределами реальности. Его картины — это сны, воплощённые в цвете и форме.»
- Марк Шагал
Творчество
На раннем этапе творчества, в 1915—1917 годах, в произведениях Миро наблюдается влияние французских художников-фовистов. Это относится к таким картинам как «Прадес, деревня» и «Портрет Энрика Кристофола Рикарта» (оба — 1917). 1918 год ознаменовал начало периода «поэтического реализма» в творчестве Миро. Летом этого года художник в Монт-роч-дель-Камп создал пейзажи («Огород с ослом», «Колея»), которые отличаются одновременно глубиной перспективы и обилием тщательно проработанных деталей.

После того как Миро в 1920 году перебрался в Париж, в его творчестве быстро обозначился переход от простого отражения действительности к её условно-знаковой передаче. В его новых работах «среда обитания» человека ограничивается лишь неглубоким передним планом, а дальше, согласно определению искусствоведа В. А. Крючковой, начинается «бездна витальных энергий, творящих мириады биоформ». К этому периоду относятся полотна «Ферма» (1921—1922), «Вспаханное поле» и «Каталонский пейзаж», или «Охотник» (обе — 1923—1924). В 1924 году произошло сближение Миро с сюрреалистами (Бретон, Арагон, Элюар) и в 1924—1925 годах создал своё первое полотно, выдержанное в этом направлении — «Карнавал Арлекина». Картина изображает лишённых веса и постоянной формы существ, похожих на цветные тени.

Во второй половине 1920-х годов в произведениях Миро («Персонаж, бросающий камень в птицу», «Собака, лающая на луну», обе — 1926) вырабатывается набор устойчивых идеограмм. Это, с одной стороны, символы пространства — линия горизонта, волны, небесные светила, а с другой — «символы-посредники», функцией которых является связь между слоями бытия. В числе последних В. Крючкова перечисляет птиц, лестницу в небо, глаз, ухо, антропоморфную фигуру с распластанными по земле гигантскими стопами.

Во многих интервью и трудах в 1930-х, Миро хотел отказаться от обычных методов живописи, достичь формы современного выражения без соблюдения требований или эстетики этих методов. В этом десятилетии он создавал объединяющие слово и визуальный образ «картины-поэмы», из живописных линий которых вытягиваются извивающиеся по холсту надписи («Ласточка-любовь», 1934). В 1940—1941 годах была создана серия гуашей «Созвездия», которую Большая российская энциклопедия называет одной из вершин творчества Миро. По собственным словам художника, этот поэтичный цикл был создан под воздействием ночи, звёзд и музыки Баха и Моцарта. Среди известных работ, входящих в него, — «Песня соловья в полночь и утренний дождь» и «Письмена и звёзды, влюблённые в женщину». В 1950—1970-е годы источниками вдохновения для живописных работ Миро были первобытное искусство и детские рисунки. В этот период появились такие произведения как «Женщина перед солнцем» (1950) и «Каталонский крестьянин при свете луны» (1968).


«Женщина и птица», Барселона, 1982
С 1944 года Миро начал заниматься скульптурой и керамикой; в последней области он сотрудничал с керамистом Жоаном Гарди Артигасом. Среди известных скульптурных произведений автора — «Женщина-насекомое» (1968), «Персонаж» (1970), «Созвездие» (1971). На работы Миро в этой области оказывали влияние народная глиняная игрушка, архаичные произведения пластического искусства, источником вдохновения служили и причудливые естественные объекты. Материалом для его произведений служили тонированная бронза, майолика, расписная терракота, для них характерны тщательная фактурная проработка и богатство цветовых оттенков. С 1940-х годов Миро также обращался к монументальному искусству. Одной из ранних его работ в этом направлении было настенное панно для гостиницы «Хилтон» в Цинциннати (1947), а в 1956—1958 году он оформлял две стены комплекса штаб-квартиры[англ.] ЮНЕСКО в Париже. Позже Миро создавал масштабные керамические панно для Гарвардского университета (1960—1961), Высшей школы экономических наук Санкт-Галлена (1964), Барселонского аэропорта и Стеклянного павильона Всемирной выставки в Осаке (оба — 1970). К произведениям монументального искусства, созданным Миро, относится и скульптура «Женщина и птица» в Барселоне, выполненная в 1982 году с использованием керамической мозаики.

Ещё одно направление творчества Миро — ассамбляж («Его величество», 1967—1968; «Улетающая девушка», 1968), в котором он приближался к стилистике поп-арта.
Жоан Миро и философия сюрреализма:
автоматизм как ключ к подсознанию
Сюрреализм, одно из самых ярких художественных движений XX века, стремился выйти за пределы рационального и исследовать глубины человеческого подсознания. Основатель сюрреализма Андре Бретон в своей книге «Сюрреализм и живопись» (1928) определил ключевые принципы этого направления, среди которых особое место занимал автоматизм — спонтанное, неконтролируемое разумом творчество. Именно в этом контексте творчество Жоана Миро стало воплощением сюрреалистических идеалов.

Бретон писал о Миро: «Очевидно, Жоаном Миро движет лишь одно стремление, а именно – целиком предаться живописи, и только живописи, посредством того чистого автоматизма, к которому я, со своей стороны, никогда не уставал призывать... Пожалуй, благодаря этому он действительно может считаться самым законченным сюрреалистом из всех нас». Эти слова подчёркивают, что Миро не просто следовал идеям сюрреализма, но стал их живым воплощением. Его работы, наполненные символами, абстрактными формами и яркими цветами, создавались как бы «изнутри», без строгого плана, что позволяло художнику выразить свои deepest подсознательные импульсы.

Миро не просто использовал автоматизм как технику — он сделал его основой своего творческого метода. Его картины, такие как «Ферма» (1922) или более поздние абстракции, напоминают визуальные поэмы, где каждая линия и цвет несут в себе скрытый смысл. Бретон видел в этом высшее проявление сюрреализма, где искусство становится мостом между реальностью и миром снов.

Роль Миро в сюрреализме невозможно переоценить. Он не только развивал идеи Бретона, но и расширял границы движения, экспериментируя с формами и материалами. Его работы вдохновляли других художников, таких как Сальвадор Дали и Макс Эрнст, и продолжают влиять на современное искусство.

Таким образом, Жоан Миро стал не просто участником сюрреалистического движения, но его символом. Его творчество напоминает нам, что искусство — это не только отражение реальности, но и путь к познанию себя. Как писал Бретон, именно благодаря своей преданности чистой живописи и автоматизму Миро остаётся «самым законченным сюрреалистом из всех нас».

Источник:
Breton, André. Le Surréalisme et la Peinture. Paris: Gallimard, 1928.
Созвездия
«Мне всегда нравилось смотреть в окно по ночам, наблюдать за небом, звездами, луной, но теперь нам это было запрещено. Тогда я выкрасил окна в синий цвет, достал кисти и начал писать. Это было начало «Созвездий»
«Созвездия» — это серия из 23 картин на бумаге, написанных с января 1940 по сентябрь 1941 года испанским сюрреалистом Жоаном Миро.
"Самая сложная, наиболее проработанная из всех композиций Миро"
"Созвездия, как группа, так и по отдельности, относятся к числу чудес, которые иногда дарует искусство"
"Как оптический опыт, Созвездия совершенно беспрецедентны, у них нет предшественников даже в собственных работах Миро"
Описание
Уильям Рубин лаконично написал: «На фоне приглушенных тонов он разместил лабиринт из крошечных плоских фигур, соединенных тонкими линиями. Компактность и сложность этих прозрачных композиций поражают».
На обратной стороне картин есть рисунки, на каждом из которых изображено "двуногое существо, в голове которого записана информация о каждой работе", включая подпись Миро, даты завершения, города, где была создана каждая картина (Варенгевиль, Пальма или Монтройг) и поэтические названия (которые в некоторых случаях представляют собой довольно протяженные строки), все систематически расположенные и перемежающиеся замысловатыми линиями, кругами, точками, шифрами, спиралями, звездами и тому подобным. Миро заявил в письме от декабря 1941 года: "Я указал дату и название картины, последняя написана в форме наброска стихотворения, это важно, поскольку эти гуаши превосходят живопись, настолько мелкую, насколько цель, полностью охватить музыку и поэзию”
"Они были основаны на отражении в воде. Не натуралистично — или объективно — конечно. Но форма, подсказанная такими отражениями. В них моей главной целью было достичь композиционного баланса. Это была очень долгая и чрезвычайно трудная работа. Я приступал к ней без каких-либо предубеждений. Несколько форм, предложенных здесь, требовали других форм в других местах, чтобы уравновесить их. Те, в свою очередь, требовали других. Это казалось бесконечным. На создание каждой акварели у меня уходило не меньше месяца, потому что я день за днём добавлял крошечные пятнышки, звёздочки, размытия, бесконечно малые точки цвета, чтобы в итоге достичь полного и сложного равновесия."
Жоан Миро, 1948 год
Миро описывает некоторые из своих методов во время работы над сериалом —
После работы с масляными красками я окунал кисти в бензин и вытирал их о белые листы бумаги из альбома, не имея никаких предубеждений. Пятнистая поверхность поднимала мне настроение и пробуждала к жизни формы, человеческие фигуры, животных, звёзды, небо, луну и солнце. Я с большим энтузиазмом рисовал всё это углём. Как только мне удалось добиться пластического равновесия и порядка между всеми этими элементами, я начал писать гуашью, с мельчайшими деталями, как ремесленник и дикарь; это требовало много времени.
Наследие
В 2002 году американский перкуссионист и композитор Бобби Прейвит выпустил альбом «23 созвездия Жоана Миро» на Tzadik Records. Вдохновившись серией «Созвездия» Миро, Прейвит написал серию коротких пьес (каждая не длиннее 3 минут), чтобы подчеркнуть небольшой размер картин Миро. Композиции Привета для ансамбля из десяти музыкантов были названы критиками «необычно лёгкими, воздушными и сказочными». Композиции Привета впервые прозвучали в Америке в 2008 году в исполнении ансамбля из восьми музыкантов под управлением Кристиана Мутшпиля. В The New York Times был опубликован обзор спектакля, в котором Дэвид Патрик Келли зачитывал письма и дневники Миро. В основном он был положительным и отмечал, что большие проекции картин, висевших за музыкантами, подчёркивали композиции Превита: «На некоторых гуашах есть похожие на сетку точки и штрихи, которые, кажется, косвенно отсылают к нотной записи. Выступление транслировалось в прямом эфире на WYNC, которое доступно в виде подкаста.
Созвездия — это возвышенный прорыв. Они — путь к силе. К Вселенной. Они — дверь, через которую можно сбежать от войны, от геноцида, от жестокости абсурда. Созвездия — это как если бы я сказал: моё единственное спасение в этой мировой трагедии — это дух, душа, которая ведёт меня в рай. Это приближает меня к возвышенному. Как будто Миро был ночной птицей, способной взлететь с земли, подняться в небо, путешествовать по звёздам, созвездиям, чтобы собрать их все в одной руке и вернуть на землю на листе бумаги.

— Joan Punyet
Список картин серии "Созвездия"
Названия, места и даты были указаны на французском языке на обратной стороне картин самим художником.
Все картины выполнены гуашью и маслом на бумаге, если не указано иное.
Все листы имеют размер примерно 38 x 46 см. (15 x 18,1/8 дюйма), хотя некоторые из них имеют неправильную форму и отличаются по размеру на 1–2 см.
Ориентация: V = вертикальная, H = горизонтальная.
  1. «Восход солнца» («Левер дю солей») Варенвиль: 21 января 1940 (H), Художественный музей Толедо
  2. «Лестница побега» («The Escape Ladder») Варенвиль: 31 января 1940 г. (гуашь, акварель и тушь, H), Музей современного искусства
  3. «Персонажи в ночи, ведомые фосфоресцирующими следами улиток» («Люди в ночи, ведомые фосфоресцирующими следами улиток») Варенвиль: 12 февраля 1940 г., (гуашь, х), Художественный музей Филадельфии
  4. «Женщины на пляже» («Женщины на берегу») Варенвиль: 15 февраля 1940 (H), Метрополитен-музей
  5. «Женщина со светлыми подмышками, расчесывающая волосы при свете звезд» («Женщина со светлыми подмышками, расчесывающая волосы при свете звезд») Варенвиль: 5 марта 1940 (H), Художественный музей Кливленда
  6. «Утренняя звезда» («Этуаль Матиналь») Варенвиль: 16 марта 1940 г. (темперная краска, гуашь, яичная темпера, масло и пастель, H), Фонд Жоана Миро
  7. Раненый персонаж (Раненый персонаж) Варенвиль: 27 марта 1940 (H)
  8. «Женщина и птицы» («Женщина и птицы») Варенвиль: 13 апреля 1940 (H)
  9. «Женщина в ночи» («Женщина в ночи») Варенвиль: 27 апреля 1940 (V)
  10. Акробатки-танцовщицы (Акробатические танцовщицы) Варенвиль: 14 мая 1940 (акварель, V), Атенеум Уодсворта
  11. «Песнь соловья в полночь и утренний дождь» («The Nightingale's Song at Midnight and Morning Rain») Пальма-де-Майорка: 4 сентября 1940 (H)
  12. 13-го числа лестница коснулась небес (13-го числа лестница коснулась небес) Пальма-де-Майорка: 14 октября 1940 (V)
  13. Ноктюрн (Ноктюрн) Пальма-де-Майорка: 2 ноября 1940 (H)
  14. «Поэтесса» («Поэтесса») Пальма-де-Майорка: 31 декабря 1940 (H) Художественный музей Ульриха
  15. «Пробуждение на рассвете» («Пробуждение ранним утром») Пальма-де-Майорка: 27 января 1941 (V), Художественный музей Кимбелла
  16. «К радуге» («К горизонту») Пальма-де-Майорка: 11 марта 1941 (V) Метрополитен-музей
  17. «Женщины, окруженные полетом птицы» («Женщины, окруженные полетом птицы») Пальма-де-Майорка: 26 апреля 1941 (V)
  18. «Женщины на берегу озера, поверхность которого переливается от пролетающего лебедя» («Женщины на берегу озера, поверхность которого переливается от пролетающего лебедя») Пальма-де-Майорка: 14 мая 1941 (V)
  19. «Перелетная птица» («Мигрирующая птица») Пальма-де-Майорка: 26 мая 1941 (V)
  20. Цифры и созвездия влюблённых в женщину (Цифры и созвездия, влюблённые в женщину) Пальма-де-Майорка: 12 июня 1941 (V), Чикагский институт искусств
  21. «Прекрасная птица, раскрывающая неведомое влюбленной паре» («Прекрасная птица, раскрывающая неведомое влюбленной паре») Мон-Роиг-дель-Камп: 23 июля 1941 (V), Музей современного искусства
  22. «Розовый закат ласкает женщин и птиц» («Розовый закат ласкает женщин и птиц») Мон-Роиг-дель-Камп: 14 августа 1941 (V)
  23. «Прохождение божественной птицы» («Le Passage de l’oiseau divin») Мон-Роиг-дель-Камп: 12 сентября 1941 (V), Художественный музей Толедо
More products
Жакоб Абраам Камиль Писсарро
«Утренняя звезда» («Этуаль Матиналь»)
Жоан Миро (Joan Miro i Ferra)
1940 год
38 см × 46 см
Цитаты известных людей о творчестве Жоан Миро
Жоан Миро, один из самых влиятельных художников XX века, вдохновлял многих своими новаторскими работами, которые балансировали между сюрреализмом, абстракцией и символизмом. Вот несколько цитат известных людей о его творчестве:

Эрнест Хемингуэй (писатель):
«Я не променяю «Ферму» Миро ни на одну картину в мире. Это произведение — как «Улисс» Джойса в живописи: оно содержит всё.»

Андре Бретон (основатель сюрреализма):
«Миро — самый сюрреалистический из нас всех. Его работы — это окно в мир чистой поэзии и свободы.»

Марк Шагал (художник):
«Миро создаёт мир, который существует за пределами реальности. Его картины — это сны, воплощённые в цвете и форме.»

Пабло Пикассо (художник):
«Миро — это художник, который смог освободить искусство от оков традиции. Его работы — это гимн свободе и воображению.»

Сальвадор Дали (художник):
«Миро — это мастер, который превращает простые формы в магические символы. Его искусство — это ключ к подсознанию.»

Жан Дюбюффе (художник):
«Миро показал нам, что искусство может быть одновременно детским и глубоким, простым и сложным. Его работы — это чистая энергия творчества.»

Роберт Хьюз (искусствовед):
«Миро — это художник, который смог соединить мифологию и современность. Его работы — это визуальная поэзия, которая говорит на универсальном языке.»

Жан Кокто (поэт и художник):
«Миро — это волшебник, который превращает холст в пространство для мечтаний. Его картины — это музыка для глаз.»

Эти цитаты подчёркивают уникальность творчества Миро, его способность соединять реальность и фантазию, а также его влияние на современное искусство. Его работы продолжают вдохновлять и удивлять зрителей по всему миру.
Купить антиквариат в Москве
Уникальные сокровища в самом сердце столицы.
Наш магазин на ул. Трофимова, дом 29, предлагает редкие предметы старины для ценителей и коллекционеров.
Ассортимент:
Старинная мебель: комоды эпохи ампир, стулья времен Людовика XV.
Картины и графика: работы известных мастеров.
Фарфор и керамика: сервизы, вазы, статуэтки.
Ювелирные изделия: украшения с драгоценными камнями.
Книги и документы: редкие издания, рукописи, автографы.

Почему мы?
Магазин расположен в центре Москвы. Эксперты расскажут историю каждого предмета. Антиквариат — это не только красота, но и выгодная инвестиция.

Как купить?
Посетите магазин по адресу: ул. Трофимова, дом 29.
Изучите онлайн-каталог с фото и описаниями.
Получите консультацию по подлинности и уходу.

Интересные факты:
В коллекции есть предметы, принадлежавшие известным личностям.
Ассортимент регулярно обновляется.
Мы сотрудничаем с реставраторами для сохранения экспонатов.

Контакты:
Адрес: ул. Трофимова, дом 29
Телефон: +7 (901) 780-09-61, +7 (901) 780-06-93
Сайт: www.антиквариат29.рф
Режим работы: пн-вс, с 11:00 до 17:00

Станьте частью истории вместе с нами!

Антикварный магазин
на ул. Трофимова, д. 29

Профессиональная команда знатоков антиквариата

Наши эксперты — исследователи, открывающие двери в прошлое. Их опыт превращает каждый предмет в уникальную историю. Они слышат шепот веков и разгадывают тайны старинных вещей.


Мир антиквариата: путешествие во времени

Антиквариат — проводник в прошлое. Каждый предмет хранит следы эпохи и судеб. Шкатулки, часы, картины — это мосты между прошлым и настоящим.


Антиквариат как источник волшебства

Мы создаем волшебство, находя антиквариат. Представьте подарок с целой историей внутри. Старинные вещи связывают с другой эпохой, делая подарок путешествием во времени.

Made on
Tilda