Ленинградский фарфоровый завод

Первоначально именовался «Невской порцелиновой мануфактурой», с 1765 — Императорский фарфоровый завод, с 1917 — Государственный фарфоровый завод (ГФЗ — аббревиатура клейма).
С 1924 года — Ленинградский фарфоровый завод.
В 1925 году заводу в связи с 200-летием Российской академии наук было присвоено имя М. В. Ломоносова; предприятие получило официальное наименование — Ленинградский фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова, наряду с которым имела употребление краткая форма — Ломоносовский фарфоровый завод (ЛФЗ — аббревиатура клейма истолковывалась и как Ленинградский фарфоровый завод) — до 2005 года.
1744 - 1762
Изобретение русского фарфора. Создание Невской порцелиновой мануфактуры
Фарфоровое производство в России зародилось при императрице Елизавете Петровне (1741-1761). В 1744 году русский министр Николай Корф заключил договор с Христафом-Конрадом Гунгером о создании в Санкт-Петербурге фарфоровой мануфактуры. Для этого Гунгера, якобы владеющего тайной производства фарфора, тайно вывезли в Россию из Швеции.
«Невская порцелиновая мануфактура» стала третьим в Европе предприятием по производству фарфора. Организацию и надзор за ней поручили барону Ивану Черкасову, управляющему Кабинетом Ее величества. В конце 1744 года для работ на Порцелиновой мануфактуре был откомандирован горный инженер Дмитрий Виноградов (1720-1758). Именно ему принадлежит заслуга изобретения русского фарфора.
Алхимик Гунгер, несколько лет пытавшийся наладить производство на предприятии, оказался шарлатаном, реальных результатов его труды не принесли. Виноградов не только составил рецепт отечественной фарфоровой массы, но также изобрел рецепт глазурей, красок по фарфору, золотого порошка для декора, спроектировал печи для обжига и разработал методы формовки.
Первые образцы изделий должного качества удалось получить уже в 1747 году.
Поначалу мануфактура изготавливала лишь небольшие предметы – табакерки, фарфоровые пуговицы, вставки в броши, курительные трубки, набалдашники для тростей, чашки. В 1756 году, когда по проекту Виноградова был построен большой горн для обжига, мастера мануфактуры стали создавать более крупные изделия.
Свидетельством особого мастерства, которого достигли первые русские фарфористы всего за несколько лет, стал «Собственный Ея Величества» сервиз, предназначенный для парадных обедов императрицы Елизаветы Петровны. Сегодня предметы из этого сервиза хранятся в Эрмитаже.
1762-1801
Расцвет русского фарфора при Екатерине II и Павле I
С воцарением Екатерины II (1762–1796) мануфактура была реорганизована и с 1765 года стала называться Императорским фарфоровым заводом. С этого момента все изделия завода маркировались вензелем правящего монарха.
Во времена Екатерины на заводе трудился талантливый французский скульптор Жак-Доминик Рашет. При нем на заводе утвердилось влияние французского искусства с преобладанием классицизма, заменившего изысканность и роскошь барокко и рококо. Для изделий стала характерна строгость, изящная простота и монументальность форм. В декоре преобладали античные орнаменты и сюжеты.
Конец ХVIII века стал временем расцвета русского фарфора, Императорский завод становится одним из ведущих в Европе. Вершину славы Императорского завода составили заказанные Екатериной II роскошные сервизные ансамбли — «Арабесковый», «Яхтинский», «Кабинетский», насчитывающие до тысячи предметов. Также в золотой фонд той поры входят скульптурные портреты государыни и многофигурные настольные украшения, прославляющие ее деяния.
С одобрения Ее Величества на заводе зародилась традиция изготовления скульптур для серии «Народы России». В дальнейшем серия дополнилась фигурами промышленников, ремесленников и уличных торговцев. На заводе также выпускали расписные вазы и аллегорическую живопись. «Екатерининский фарфор» современники ценили так же, как картины и скульптуры великих мастеров.
Павел I (1796–1801) унаследовал интерес матери к фарфоровому искусству. Он обеспечивал завод крупными заказами, бывал здесь сам и с удовольствием показывал его своим высоким гостям. Сервизы павловского периода более камерные и не столь пышные. При Павле в моду вошли малые сервизы— сервиз «Тет–а–тет» на две персоны и сервиз «Солитер» на одну персону.
Последним сервизом ХVIII века оказался сервиз, заказанный Павлом I для Михайловского замка. По воспоминаниям камер-пажа: «Государь был в чрезвычайном восхищении, многократно целовал росписи на фарфоре и говорил, что это один из счастливейших дней его жизни».
1801-1825
Реорганизация предприятия при Александре I. «Гурьевский сервиз»
В период царствования Александра I (1801–1825) заводом управлял граф Дмитрий Гурьев, который провел большую реорганизацию производства.
Гурьев не жалел средств для привлечения на завод лучших отечественных и иностранных мастеров. Заведовать скульптурной палатой назначили профессора Академии художеств Степана Степановича Пименова, одного из выдающихся мастеров своего времени. Также были приглашены лучшие живописцы из Севрской фарфоровой мануфактуры во Франции.
Во времена Александра I императорский фарфор уже не столь часто отражал великие деяния императора. В фокусе художников все чаще оказываются национальные темы, всплеск интереса к которым стал особенно заметен после Отечественной войны 1812 года. Сервиз «Гурьевский», создаваемый в 1809–1816 годах, стал фарфоровой одой народу-победителю. Его основная часть экспонируется сегодня в Екатерининском корпусе ГМЗ «Петергоф» и по праву считается выдающимся произведением Императорского завода.
Отечественная война послужила и рождению серии «военных тарелок» с изображением прославленных полководцев, офицеров и солдат всех родов войск. Широкое распространение также получила портретная живопись.
Во времена правления Александра I и до конца 60-х годов ХIХ века особое место в ассортименте завода занимали интерьерные вазы. Вторую по значимости группу изделий по-прежнему составляли дворцовые сервизы. Золото стало одним из излюбленных декоративных материалов; видовая, батальная и городская живопись – главными художественными темами.
1825-1894
Эпохи Николая I и Александра II. Расцвет эклектики.
Фарфор времен Николая I (1825–1855) отличался виртуозной живописью. На вазах мастерски воспроизводились полотна «старых» мастеров — Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, Корреджо, Мурильо. Копии поражали точностью и тонкостью линий. Развитие получили также портретная, иконная и миниатюрная живопись на вазах и пластах.
Стиль эклектика, господствовавший в эту эпоху в отечественном искусстве, давал огромное многообразие форм и сюжетов: античных, готических, восточных, древнерусских. Особое внимание уделялось изготовлению парадных ваз и многопредметных сервизов для императорских и великокняжеских резиденций.
В числе наиболее знаменитых произведений николаевской эпохи - фарфоровые букеты Петра Иванова. Они поражают реалистичностью каждого лепестка и технологическим совершенством.
В 1844 году при Императорском фарфоровом заводе по случаю его 100-летия был создан музей с изделиями из кладовых Зимнего дворца. При Александре III было решено изготавливать вещи в двух экземплярах — один для двора, другой — для музея. С 2001 г. уникальная коллекция музея хранится в собрании Государственного Эрмитажа.
Александр II (1855–1881) не проявлял личного интереса к заводу. В 70-е годы производство фарфора сократилось, но пасхальные и рождественские поднесения ко двору, установленные еще при Павле I, сохранились. Размеры изделий были уменьшены, отделка и декорирование стали скромнее.
Тем не менее, именно в эпоху Александра II завод несколько раз был удостоен наград на всемирных выставках (Лондон, 1863; Париж, 1867; Вена, 1873), укрепив за живописным отделением статус лидера среди европейских фарфоровых производств.
1894-1912
Эпохи Александра III и Николая II. Русский модерн
Новый импульс для развития завод получил при Александре III (1881–1894), считавшем распространение искусства делом государственной важности. Заводские специалисты ездили в командировки на лучшие фарфоровые предприятия Европы, на Императорском заводе появились новые машины и станки, были построены современные горны.
При Александре III завод получал заказы на создание крупных сервизов: «Коронационного» и «Рафаэлевского». Некоторые из рисунков правил лично император. Художественные предпочтения Александра III, любившего китайские и японские вазы, терракоту, цветную глазурь, подглазурную живопись, в значительной степени отразились на общем стиле завода той поры.
На смену эклектике приходит стиль модерн. Чертами нового стиля стали полное подчинение декора и формы утилитарному назначению предмета, ориентация на естественные природные линии, цельность формы и содержания.
В годы царствования последнего российского императора Николая II (1894–1917) завод достигает образцового состояния в техническом и технологическом отношениях. В те годы завод находился под патронатом супруги императора Александры Федоровны, которая заказала производство двух крупных сервизов «Александринского» и «Царскосельского».
К началу XX столетия декоративные приемы Императорского завода по богатству не уступали достижениям европейских производств, а в технике подглазурной росписи даже превосходили их. С середины 1900-х годов устанавливаются связи завода с художниками объединения «Мир искусства» Константином Сомовым, Евгением Лансере, Сергеем Чехониным, способствовавшие утверждению неоклассики.
В годы первой мировой войны на заводе началось производство технического и химического фарфора. Выпуск художественного фарфора сократился до минимума, в прежнем объеме остался лишь выпуск пасхальных яиц, предназначенных для христосования с солдатами на фронте.
1920-1940
Октябрьская революция и довоенные годы. Агитационный фарфор и супрематизм.
В 1918 году предприятие национализировали. Теперь уже Государственный фарфоровый завод перешел в ведение Народного комиссариата просвещения. Перед заводом была поставлена задача: производить «агитационный фарфор в высоком смысле этого слова — революционный по содержанию, совершенный по форме, безупречный по техническому исполнению».
Фарфор 20-х годов ХХ века — интереснейшая страница в истории декоративно-прикладного искусства. В нем с исторической точностью и абсолютной правдивостью отражены настроения первых лет пролетарской революции. Фарфор, который ранее был доступен только узкому кругу лиц, стал первым, самым ярким и образным глашатаем идей революции.
Под руководством Сергея Чехонина, которого впоследствии стали называть «мастером советского ампира», в создании агитационного фарфора принимали участие Александра Щекотихина– Потоцкая, Наталья Данько, Василий Кузнецов, Мария Лебедева, Михаил Адамович и др. С фарфором 20-х годов связаны имена Бориса Кустодиева, Кузьмы Петрова–Водкина, а также супрематистов Константина Малевича и Василия Кандинского. И хотя обращение к супрематизму на ГФЗ оказалось краткосрочным, благодаря Николаю Суетину, в дальнейшем на протяжении многих лет возглавлявшему художественную лабораторию завода, основные принципы этого направления органично вошли в художественную традицию предприятия.
Параллельно на заводе успешно развивалось производство химического и технического фарфора, впервые здесь было получено оптическое стекло. В 1925 году, в связи с 200–летием Российской Академии наук, заводу было присвоено имя гениального русского ученого Михаила Ломоносова.
Принципы социалистического реализма на страже идеологических задач и официальный стиль государственных заказов 1930–1950 годов не стали причиной утраты векового опыта заводских художников. Они по-прежнему изготавливали парадные вазы, картинную и портретную живопись, демонстрируя великолепное профессиональное мастерство «старой» фарфоровой школы.
1941-1945
Годы войны и эвакуации. Создание кобальтовой сетки.
Через два месяца после начала Великой Отечественной войны, 22 августа 1941 года, большая часть оборудования Государственного фарфорового завода им. Ломоносова и многотысячная коллекция заводского музея были эвакуированы в город Ирбит Свердловской области. В кратчайшие сроки там был налажен выпуск автосвечей для двигателей внутреннего сгорания танков и другой военной техники.
В Ленинграде перед зданием завода на Неве встали три военных корабля. Художники завода участвовали в их маскировке, используя для камуфляжа фарфоровые краски. Пока не закончились запасы топлива, завод производил посуду для госпиталей Ленинграда.
Сотни сотрудников ГФЗ принимали участие в защите СССР в годы Великой Отечественной войны, трудились в блокадном Ленинграде и в Ирбите. Сотрудники завода в июне-июле 1941 года массово уходили на фронт и в народное ополчение, вступали в отряды ПВО. Многим из них не суждено было вернуться на завод.
Блокаду осажденного Ленинграда пережили ведущие художники завода Николай Суетин, Татьяна Безпалова-Михалёва, Елена Кубарская, Лидия Лебединская, Александра Щекатихина-Потоцкая.
В конце 1943 года под руководством Суетина возобновила работу Художественная лаборатория завода. В 1944 году, в канун 200-летия завода, художник Анна Яцкевич разработала геометрический узор «Кобальтовая сеточка», ставший визитной карточкой Императорского фарфора. За основу Яцкевич взяла сервиз «Собственный», изготовленный еще для Елизаветы Петровны.
После снятия блокады и возвращения из эвакуации оборудования и коллекции музея на заводе началось восстановление производства. Основной продукцией завода стало санитарно-техническое оборудование, в чем испытывал острую потребность возрождавшийся город. Постепенно возобновлялось и производство художественного фарфора.
1950 – 2000
Послевоенный период, изобретение костяного фарфора.
В 60-е годы «хрущевской оттепели» завод вновь обратился к девизам 20-x годов: «Искусство — в быт» и «Искусство — в производство». После помпезности и чрезмерного украшательства сталинского периода вернулся интерес к белому фарфору, к работе над формой и конструктивному лаконизму изделий.
В эти годы в число ведущих мастеров декоративно-прикладного искусства страны выдвигаются Нина Славина и Инна Олевская, которые расширили представление о фарфорe созданием грандиозных многопредметных композиций.
Также на заводе активно работают такие художники и скульпторы как Эдуард Криммер и Анна Лепорская, Владимир Семенов и Серафима Яковлева, формируется творчество самобытного и большого мастера Владимира Городецкого.
Поэтапная реконструкция старейшего в стране предприятия, внедрение новой техники и технологий производства фарфора позволили значительно увеличить и разнообразить ассортимент выпускаемой продукции.
В конце 60-ых годов на ЛФЗ создали технологию и осуществили промышленный выпуск изделий из костяного тонкостенного фарфора — повышенной белизны, тонкости и просвечиваемости. За эту разработку группа специалистов завода была удостоена Государственной премии СССР в области науки и техники. А художники получили возможность расширить свой творческий диапазон в создании новых форм и росписей из этого удивительного материала.
В 70-е годы завод активно участвует в отечественных и международных художественно–промышленных выставках. Творческий коллектив сохраняет свое лидерство в создании замечательных произведений. В 1980 году «в знак особого признания вклада в развитие производства и международное сотрудничество» ЛФЗ награждается престижной международной премией «Золотой Меркурий».
Наши дни
Традиции и современность
Бережное использование наследия прошлого, непрерывность развития и постоянное обновление традиций художественного творчества по-прежнему являются неотъемлемой чертой петербургской фарфоровой школы.
Это можно увидеть в работах художников И. Олевской, Т.Афанасьевой и Г.Шуляк, Н.Петровой и О.Матвеевой, М.Сорокина и С.Соколова. Каждый из них выработал свой уникальный фарфоровый почерк, создавая продукцию с маркой «ИФЗ», полную живописной глубины и эмоциональных образов. И по сей день Императорский фарфоровый завод остается заводом высокого искусства фарфора.
По мнению авторитетного историка русской художественной культуры Людмилы Андреевой, русский фарфор последних десятилетий — одно из живых и творческих явлений европейской художественной культуры второй половины ХХ века.
Русский фарфор всегда отличал тонкий романтизм и обращение к национальной культуре во всей ее полноте. Эти черты нашли свое отражение в крупнейших проектах последних лет, например, в серии «Малые народности России», созданной в сотрудничестве с Российским этнографическим музеем. Тем не менее, Императорский фарфоровый завод также откликается на вызовы современности и поддерживать актуальный тренд на практичность и экологичность. Доказательство тому – развитие подбренда IPM HOME, который объединяет фарфор для ежедневного использования.
антикварный магазин
Гарднер Ф.Я.
Прежде чем открыть свою фабрику, Гарднер много путешествовал по России в поисках особой глины для производства фарфора, лучшей оказалась так называемая «глуховская глина», найденная им в Малороссии на Черниговщине. Решив вопрос с сырьём, Гарднер поставил себе цель обеспечить Империю собственной фарфоровой посудой, наладив ее масштабное производство. В организации фабрики принимали участие старший сын Гарднера и профессор Женевского Университета Франц Гаттенберг, которого вскоре вызвали в Петербург для заведования Императорским фарфоровым заводом.
Фабрика Франца Гарднера располагалась в небольшом селе Вербилки Дмитровского уезда Московской губернии и производила великолепный фарфор, не уступавший по качеству европейскому. Славилась фабрика и великолепной скульптурой, украшавшей интерьеры многих богатейших домов России и Европы.
Существует легенда о том, что, готовясь отмечать именины, Екатерина II приказала своему фавориту князю Потемкину сервировать праздничный стол, который превзошел бы роскошью пиры, описанные в сказках «Тысячи и одной ночи». Потемкин выполнил указание Екатерины с присущим ему усердием и размахом, закончив обед десертом, на который гостям были поданы фарфоровые чашечки, доверху наполненные бриллиантами. Известная своим изысканным вкусом императрица была в восторге: «Спасибо, князь, ты и вправду затмил сказки «Тысячи и одной ночи» блеском золота и роскошью фарфора». Этот фарфор был приобретен князем Потемкиным на фабрике Франца Гарднера.
Для обучения русских мастеров Франц Гарднер пригласил известного немецкого художника по фарфору Кестнера. В подарок императрице Екатерине II фабрика «Мануфактуры Гарднеръ в Вербилках» и лично Кестнер выполнили сервиз, посвященный победе в русско-турецкой войне. Сервиз произвел на императрицу такое потрясающее впечатление, что в 1777 году Гарднер получил заказ на три орденских сервиза в честь орденов Георгия Победоносца, Андрея Первозванного и Александра Невского, а несколько позже — святого князя Владимира. В составе каждого сервиза было от нескольких сотен до полутора тысяч предметов, разнообразных по функциональному назначению, размерам и формам. На протяжении почти ста пятидесяти лет орденские сервизы ежегодно включались в церемонию праздничных трапез и даже были запечатлены в литературе XIX века.
Блюдо из сервиза ордена Святого Владимира
1780 год
Листовидное блюдо из сервиза ордена Святого Владимира
1783-1785 годы
Ёмкость для чая
1780-1790 годы
Фарфор изначально был европейским, так как первых мастеров Гарднер пригласил из того же прославленного саксонского Мейсена. Одним из них был Иоганн Миллер, успевший к тому моменту поработать и на Императорском фарфоровом заводе в Петербурге под руководством Дмитрия Виноградова. Наряду с «эксклюзивом», предназначенным для императорских дворцов и домов высшей аристократии, Гарднер, обладавший прирожденным даром к коммерции, выполнил свое обещание и сумел наладить массовый выпуск фарфоровой посуды. Она высоко ценилась в России, и многие, кому не по карману было покупать импортный саксонский фарфор, охотно приобретали «родной», гарднеровский. Пришлось расширять производство: если в 1771 году на заводе в Вербилках работало 70 человек, то за десятилетие это количество удвоилось. Причем из полуторы сотен сотрудников лишь управляющий и художник были иностранцами.
После смерти Франца Гарднера, его детище считалось лучшим частным фарфоровым заводом в России. Дело продолжили наследники, в частности завод перешёл старшему сыну Францу Францевичу, ненадолго пережившему отца. Затем к жене Гарднера, Сарре Александровне, которая не смогла должным образом распорядиться наследством. В начале XIX века фабрика переходит к её сыновьям, Александру Францевичу и Петру Францевичу, сумевшим возродить производство.
В XIX веке, несмотря на появление других частных заводов, фабрика «Мануфактуры Гарднеръ в Вербилках» продолжала занимать лидирующие позиции в производстве модного фарфора. Тематика фарфоровых росписей в те времена была необычайно широка. Огромным спросом пользовались городские пейзажи, изображения знаменитых современников, например — участников Отечественной войны 1812 года или прославленных красавиц, а также типажные портреты героев книг и даже журналов мод.
Визитной карточкой «Мануфактур Гарднеръ в Вербилках» стали «именные» сервизы, украшенные гербами аристократических родов, дворянскими коронами, монограммами и вензелями. За высокую оценку изделий, выполненных по заказу Екатерины II, в 1785 году фабрика получила от московского губернатора право ставить на свои изделия изображение московского герба, а в 1855 году по решению императора — Государственного герба России. Право использовать изображение Государственного герба России на продукции «Мануфактур Гарднеръ в Вербилках» было подтверждено в 1865, 1872, 1882, 1896 годах. С 1856 года фабрика «Мануфактур Гарднеръ в Вербилках» обладает званием «Поставщик Двора Его Императорского Величества».
Тарелка из Александровского сервиза
17780-1780 годы
Чернильница "Поставщик"
1820 год
Суд сельского констебля
1860 год
Возрождение предприятия в Вербилках пришлось на последнее десятилетие 19 века. Это было связано с появлением на российском фарфоровом рынке нового игрока. В 1892 году фабрика была куплена Матвеем Кузнецовым и успешно интегрирована в его «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова».
На момент покупки фабрика переживал не лучшие времена, поэтому Кузнецов легко договорился с Елизаветой Гарднер, которая продала свое дело за 238 тысяч рублей, и еще за 500 рублей все заводские модели, формы, рисунки и образцы. Матвей Кузнецов оказался владельцем не только нового предприятия, но и первосортной торговой марки с полуторавековой историей, богатыми традициями, квалифицированными специалистами, отработанными технологиями. С переходом фабрики в руки Кузнецова производство увеличилось. Будучи хорошим коммерсантом, Кузнецов не захотел терять постоянных заказчиков на гарднеровский фарфор и поэтому до революции 1917 года ставил на изделиях клеймо Гарднера. Именно на этих условиях ему была продана фабрика. Матвей Кузнецов систематически издавал прейскуранты своей продукции. Последний прейскурант был выпущен 1 марта 1917 года.
антикварный магазин
Кузнецов Матвей Сидорович
(1846–1911)
Фарфоровые фигурки
1870 г.
Крестьянка отбеливающая бельё
1870-1890 годы
Дети с кошкой
1870-1890 годы
Во времена СССР за высокое качество и художественное мастерство продукция фабрики, название которой было изменено дважды («Автономный республиканский Дмитровский фарфоровый завод», «Дмитровская государственная фабрика в Вербилках»), пользовалась признанием и любовью у жителей страны, а также и у иностранных покупателей. На Всемирной выставке 1937 года в Париже работы мастеров предприятия были удостоены Большой Золотой медали, а в 1958 году в Брюсселе — Золотой и Серебряной. В 1966 году за успехи в развитии отечественного фарфора предприятие было награждено Орденом Трудового Красного Знамени.
После распада СССР фабрика стала носить название «Фарфор Вербилок» и продолжала развивать пластическое искусство, а также образовала дочернее предприятие «Промыслы Вербилок», специализирующееся на производстве изделий с живописью по фарфору. Успехи фабрики были настолько значимы, что на международных выставках предпринимателей Америки и Европы в Бирмингеме и Мехико 1996 года «Мануфактуры Гарднеръ в Вербилках» были высоко отмечены Бриллиантовой и Золотой звездами.
С 2007 года фабрика «Мануфактуры Гарднеръ в Вербилках» является Почетным членом Гильдии поставщиков Кремля и обладает правом размещать на своей продукции соответствующий знак, а в 2008 году старейшее российское предприятие стало лауреатом Национальной премии «Стиль года» в номинации «Самые стильные предметы интерьера». В 2009 году предприятие получило благодарность от Министра культуры РФ за большой вклад в сохранение и развитие традиций народных художественных промыслов России и благодарность от Российской Академии художеств за достойный вклад в сохранение и развитие высокохудожественных традиций отечественного фарфора. В 2011 и 2012 годах предприятие стало лауреатом I степени Международного фестиваля «Художественная керамика», а также в 2012 году заняло первое место в конкурсе сувенирной продукции, посвящённой 200-летию Бородинского сражения, где была представлена серия скульптурных образов великих русских генералов Отечественной войны 1812-1814 годов.
Cегодня фабрика «Мануфактуры Гарднеръ в Вербилках» является эталоном высочайшего качества и выпускает несколько линеек продукции. Линейка «Францъ Гарднеръ» включает предметы признанного художественного достоинства XIX-XX веков: сервизы и чайные пары, восстановленные по образцам XIX века, изысканные кофейные чашечки, роскошные конфетницы и фруктовницы, уникальные вазы из бисквитного фарфора, настенные блюда ручной работы с живописью по фарфору, подарочные кружки и изящные статуэтки.
Фабрики «Мануфактуры Гарднеръ в Вербилках» сохраняет верность своим традициям, передаваемым из поколения в поколение династиями мастеров уже более двух веков. Именно поэтому с момента основания и по сей день старейшее российское предприятие становится обладателем самых значимых российских и зарубежных титулов и наград.
Агитационный фарфор. Сухарница.
1930-е годы
Скульптура С. Орлова «Конек-горбунок».
1950-60 годы
Балерина. Скульптор: М. Интизирян
1950-60-ые
Во времена СССР за высокое качество и художественное мастерство продукция фабрики, название которой было изменено дважды («Автономный республиканский Дмитровский фарфоровый завод», «Дмитровская государственная фабрика в Вербилках»), пользовалась признанием и любовью у жителей страны, а также и у иностранных покупателей. На Всемирной выставке 1937 года в Париже работы мастеров предприятия были удостоены Большой Золотой медали, а в 1958 году в Брюсселе — Золотой и Серебряной. В 1966 году за успехи в развитии отечественного фарфора предприятие было награждено Орденом Трудового Красного Знамени.
После распада СССР фабрика стала носить название «Фарфор Вербилок» и продолжала развивать пластическое искусство, а также образовала дочернее предприятие «Промыслы Вербилок», специализирующееся на производстве изделий с живописью по фарфору. Успехи фабрики были настолько значимы, что на международных выставках предпринимателей Америки и Европы в Бирмингеме и Мехико 1996 года «Мануфактуры Гарднеръ в Вербилках» были высоко отмечены Бриллиантовой и Золотой звездами.
С 2007 года фабрика «Мануфактуры Гарднеръ в Вербилках» является Почетным членом Гильдии поставщиков Кремля и обладает правом размещать на своей продукции соответствующий знак, а в 2008 году старейшее российское предприятие стало лауреатом Национальной премии «Стиль года» в номинации «Самые стильные предметы интерьера». В 2009 году предприятие получило благодарность от Министра культуры РФ за большой вклад в сохранение и развитие традиций народных художественных промыслов России и благодарность от Российской Академии художеств за достойный вклад в сохранение и развитие высокохудожественных традиций отечественного фарфора. В 2011 и 2012 годах предприятие стало лауреатом I степени Международного фестиваля «Художественная керамика», а также в 2012 году заняло первое место в конкурсе сувенирной продукции, посвящённой 200-летию Бородинского сражения, где была представлена серия скульптурных образов великих русских генералов Отечественной войны 1812-1814 годов.
Cегодня фабрика «Мануфактуры Гарднеръ в Вербилках» является эталоном высочайшего качества и выпускает несколько линеек продукции. Линейка «Францъ Гарднеръ» включает предметы признанного художественного достоинства XIX-XX веков: сервизы и чайные пары, восстановленные по образцам XIX века, изысканные кофейные чашечки, роскошные конфетницы и фруктовницы, уникальные вазы из бисквитного фарфора, настенные блюда ручной работы с живописью по фарфору, подарочные кружки и изящные статуэтки.
Фабрики «Мануфактуры Гарднеръ в Вербилках» сохраняет верность своим традициям, передаваемым из поколения в поколение династиями мастеров уже более двух веков. Именно поэтому с момента основания и по сей день старейшее российское предприятие становится обладателем самых значимых российских и зарубежных титулов и наград.
Знаменитые сервизы
История орденских сервизов мастеров завода Гарднера, по праву считающихся их лучшими творениями, началась с довольно неприятной для промышленника истории. Поскольку Гарднер не был дворянином и по закону не имел права на крепостных крестьян, ему пришлось оформить купчую на них на своего знакомого помещика Вырубова. Но в 1777 году помещик угодил в тюрьму, что грозило Гарднеру потерей всех работников. Чтобы спасти свою фабрику, промышленник в спешном порядке создал для императрицы Екатерины II великолепный орденский сервиз Георгиевский и добился ее аудиенции. Понимая, кому предназначается сервиз, мастера расстарались на славу, так что работа была по достоинству оценена императрицей.
После этого фабрика Гарднера выпустила ко Двору еще три сервиза (Владимира, Андрея Первозванного и Александра Невского), а сам фабрикант был удостоен чести клеймить свой фарфор изображением московского герба. В каждый из сервизов входило огромное количество предметов (до полутора тысяч). Каждый год их использовали для проведения царских праздничных трапез.
Детали Георгиевского сервиза.
Завод Гарднера.
1777 г.
Тарелка из Александровского сервиза.
Завод Гарднера.
1778-1780 гг.
Детали сервиза ордена Святого Владимира.
1784 г.
Многообразие тематик
Работая в столь популярном в то время «цветочном» направлении, к 1780-м годам мастера завода придумали свои рисунки цветов, ставшие символом фарфора Гарднера. Это многочисленные рисунки роз, цветков шиповника, тюльпанов, которые изображали самостоятельно или в композиции с другими цветами.
В работах цветочной тематики живописцев завода Гарднера частенько прослеживается позаимствованные у европейских мастеров изображения подвешенных на лентах корзин с цветами.
Фаянсовая миска с крышкой.
Завод Гарднера.
Начало XIX в.
Блюдо с цветочным орнаментом.
Завод Гарднера.
Вторая половина XVIII в.
Чайная пара. Завод Гарднера. 1770-1780 гг.
Посуда
Уже через несколько лет работы завода Гарднеру удалось выпускать посуду высокого качества, которую характеризовал белый фарфор, чистая глазурь и разнообразная палитра. В многообразных предметах посуды, выпущенной в первые годы работы фабрики, прослеживается подражание работам иностранных мастеров. Аналогично дело обстояло и с техниками. Например, многие предметы посуды расписывали с применением европейской техники мушель, при использовании которой предмет посуды покрывался одним цветом, а в центре изделия оставляли небольшое пространство для изображения цветочной композиции или какого-либо сюжета.
Если в первые годы работы фабрики на ней выпускали только фарфор, то уже с 1829 года мастера стали изготовлять фаянсовые изделия. В основном это была предназначенная для повседневности посуда. Также завод Гарднера стал первым в России предприятием, выпускающим изделия из опака. Чтобы подчеркнуть это, мастера вписывали в заводские клейма слово «опак».
Посуда была очень разнообразной и предназначалась как просто состоятельным людям, так и аристократам с высоким достатком и утонченным вкусом. Для последних посуду делали с искусными узорами, высокими изящными ручками, тщательно прорисованными сюжетами и обильной позолотой.
Трактирный чайник,
выполненный в стиле мушель.
Завод Гарднера.
Чайная пара «Гусар».
Фабрика Гарднера.
1-я половина XIX в.
Чайный сервиз на 2 персоны.
Фабрика Гарднера. XIX в.
Основной целью завода «Фарфор Вербилок» является сохранение традиций дореволюционного фарфора. На легендарном предприятии до сих пор основным является ручной труд, а фарфоровые изделия создают по старинным рецептам.
Здание завода «Фарфор Вербилок»
Вид на центральную проходную завода «Фарфор Вербилок»
Цех завода «Фарфор Вербилок»
Транспортная артерия завода
В 1935 году была открыта узкоколейная железная дорога, действовавшая[12] на протяжении 50 лет, вплоть до конца 1980-х годов. На территории завода линия была электрифицирована. На сегодняшний день можно видеть её остатки на автомобильном мосту через реку Якоть, ведущей на территорию завода (на продолжении улицы Рубцова).
Основная линия протяжённостью около 14 км соединяла завод с Бельским торфомассивом, где и был построен посёлок торфяников Бельское. Линия не была электрифицирована. Доставленный по узкоколейной железной дороге торф в то время был основным топливом на заводе и в котельных посёлка Вербилки. Примерная дата ликвидации «торфовозной» линии узкоколейной железной дороги — начало 1960-х годов.
Функционирует ответвление от станции Вербилки как средство доставки готовой продукции на станцию и минеральных ресурсов на завод. Вагоны транспортирует ветхий тепловоз ТГК2. Ранее можно было видеть на территории завода второй ТГК2 в разобранном состоянии. В 2007 году последний заводской узкоколейный электровоз был порезан на металлолом, несмотря на его историческую ценность.
Завод имеет несколько въездных ворот на территорию для автомобилей.
Эмблема завода «Фарфор Вербилок»
Почтовая марка СССР, 1966 г.
Чайник и чашка из чайного сервиза. Дмитровский фарфоровый завод..
Почтовая марка СССР, 1966 г.
Статуэтки «Почтальон» и «Водоноска». Скульптор С. С. Пименов по эскизам А. Г. Веницианова.
Фабрика Гарднера. 1815—1822 гг.
Скульпторы, художники
С. М. Орлов: «Конек-горбунок», «Золотая рыбка», «Клоун»
А. Чечулина: «Русский орнамент», «Женщины наших республик», «Битва за Родину»
Т. Деморей: «Александр Невский», «Суворов», «Кутузов»
К. Г. Тихонов
Д. Горлов
К. Попова
С. Вайнштейн-Машурина
М. Пермяк
Е. Смирнов
Ю. Ганрио
В. Правиковая
В. Ольшевский: «Дубна», «Каннелюрный», «Тайга», «Сибирь», «Скиф», «Русский», «Витязь»
Заслуги
1829 г. – Золотая медаль, Первая промышленная выставка
1855 г. – Особая благодарность императора, право ставить изображение двуглавого орла
1865 г., 1872 г., 1882 г., 1896 г. – подтверждение права на изображение двуглавого орла
1856 г. – Звание «Поставщик Двора Его Императорского Величества»
1937 г. – Большая золотая медаль, Всемирная выставка в Париже
1943 г. – Первая премия, Всесоюзное соревнование (за выполнение задания по поставке высоковольтных изоляторов)
1958 г. – Серебряная медаль, Всемирная выставка в Брюсселе
1966 г. – Орден Трудового Красного Знамени
1996 г. – Бриллиантовая звезда, выставка предпринимателей Америки и Европы в Бирмингеме
1996 г. – Золотая звезда, выставка предпринимателей Америки и Европы в Мехико
2007 г. – Почетный член Гильдии поставщиков Кремля
2008 г. – Лауреат Национальной премии «Стиль года» в номинации «Самые стильные предметы интерьера»
2009 г. – Благодарность от Министерства культуры РФ и Российской Академии Художеств за большой вклад в сохранение и развитие традиций народных художественных промыслов России и в сохранение и развитие высокохудожественных традиций отечественного фарфора.
Фирменный магазин фабрики ДФЗ Вербилки находится по адресу:
Московская область, Талдомский район, п. Вербилки, ул.Забырина, д. 1А
Телефон: 8 (495) 994-95-45
Made on
Tilda