Луис Комфорт Тиффани (англ. Louis Comfort Tiffany, 18 февраля 1848, Нью-Йорк — 17 января 1933, Нью-Йорк) — американский художник: живописец, рисовальщик, ювелир и мастер декоративно-прикладного искусства периода модерна. Известен своими работами в керамике, стекле: витражами и светильниками в особой мозаичной технике «тиффани», произведениями из металла и эмали. Возглавлял семейную компанию Tiffany & Co., основанную его отцом, известным ювелиром Чарльзом Льюисом Тиффани.
Луис родился в Нью-Йорке, он был одним из шести детей в семье основателя ювелирной фирмы Tiffany & Co. — Чарльза Льюиса (Луиса) Тиффани и Гэрриет Оливии Эйвери Янг. Луис учился в Пенсильванской военной академии в Уэст-Честере, штат Пенсильвания, и в Военной академии Иглсвуда в Перт-Амбой, штат Нью-Джерси. Однако выросший в роскоши и окружённый красивыми вещами, Луис Комфорт решил посвятить себя искусству. Обучался живописи у Джорджа Иннесса в Иглсвуде, штат Нью-Джерси, и Сэмюэля Колмена в Ирвингтоне, штат Нью-Йорк. В 1866—1867 годах учился в Национальной академии дизайна в Нью-Йорке и у салонного художника Леона-Адольфа-Огюста Белли в 1868—1869 годах. Пейзажи Белли оказали большое влияние на Тиффани. В 1876 году состоялась экспозиция работ Тиффани на Всемирной выставке в Филадельфии, а в 1877 году он стал одним из учредителей «Общества американских художников».
Тиффани начинал работать в качестве живописца, но примерно с 1875 года заинтересовался производством стекла и в течение четырёх лет вместе с группой молодых художников занимался проектированием стеклянной посуды, а также обоев, мебели и текстиля. Затем открыл собственную стекольную фабрику в Короне, штат Нью-Йорк. Художественный и организаторский талант Тиффани, а также деньги и связи его отца привели к успеху. Первая компания «Tiffany Glass Company» была зарегистрирована 1 декабря 1885 года, а в 1902 году стала известна как «Tiffany Studios».
В 1889 году на Всемирной выставке в Париже Тиффани был впечатлён изделиями из стекла Эмиля Галле. Он также познакомился с художником-графиком стиля ар-нуво Альфонсом Мухой. В 1893 году Тиффани построил новую фабрику под названием «Stourbridge Glass Company», позже названную «Tiffany Glass Furnaces», которая располагалась в Короне, Квинс, Нью-Йорк.
Постоянно экспериментируя, Тиффани разработал новый вид стекла с иризацией (радужной обработкой поверхности), получивший оригинальное название: «фэврайл глас» (англ. favrile glass, от ст.-франц. fauril— «подвижное, призрачное, рукодельное стекло»). Торговую марку «Favrile glass» Тиффани зарегистрировал 13 ноября 1894 года. Позже он использовал это слово для обозначения всей своей продукции: изделий из стекла, эмали и керамики.
На Всемирной выставке 1893 года в Чикаго работы Тиффани были восторженно приняты публикой. С середины 1880-х годов основанная им фирма производила витражи на религиозные сюжеты по заказам церквей и храмов. Из кусочков стекла, оставшихся после нарезки отдельных элементов витражей, компания стала производить абажуры электрически ламп по типу паечного (мозаичного) витража. К концу XIX века эти изделия приобрели большую популярность, и фирма заняла лидирующее положение на рынке. На Всемирной выставке 1900 года в Париже Тиффани Младший получил золотую медаль за витражи «Времена года».
Первые коммерчески произведённые абажуры «мозаичного стекла Тиффани» для электрических ламп датируются примерно 1895 годом. Большая часть продукции его компании была связана с изготовлением витражей и «ламп Тиффани», но его компания разработала полный спектр предметов оформления интерьера. На пике своего развития на фабрике Тиффани работало более трёхсот ремесленников. Недавнее исследование, проведенное профессором Рутгерского университета Мартином Эйдельбергом, предполагает, что команда талантливых женщин-дизайнеров, которых иногда называют «девушками Тиффани» (Tiffany Girls), во главе с Кларой Дрисколл сыграла большую роль в разработке многих цветочных узоров на знаменитых часах Тиффани, светильниках, а также для других изделий фирмы.
В интерьерах Тиффани также широко использовала мозаику. Мозаичной мастерской, в которой в основном работали женщины, до 1898 года руководил скульптор и проектировщик швейцарского происхождения Якоб Адольфус Хольцер. После смерти отца в 1902 году, Луис Комфорт Тиффани стал первым художественным директором ювелирной компании Tiffany & Co. Находясь на этой должности, он создал отдел ювелирных изделий при магазине на Пятой авеню в Нью Йорке. Однако из-за Великой депрессии в 1932 году Л. К. Тиффани обанкротился, а в следующем году скончался.
Ваза «Джек-в-кафедре»
1915 г.
О произведении
Инновационный гений Луиса Комфорта Тиффани наиболее ярко проявился в разнообразии техник, которые он использовал для работы со стеклом. Удивительная палитра цветов в сочетании с уникальными дизайнами вдохновила создание сосудов, не имеющих аналогов в истории американского стеклоделия. Ваза «Джек-в-кафедре» (Jack-in-the-Pulpit) — самый желанный и редкий цветочный сосуд, произведенный Tiffany Studios. Она была изготовлена из павлиньего синего фаврильного стекла с оттенками от синего до фиолетового и иридированным золотистым покрытием.
Как главный сторонник движения ар-нуво в Америке, Тиффани вдохновлялся извилистыми формами природы, подобно своим европейским современникам Эмилю Галле и Антонио Гауди. Как и последний, Тиффани стремился создавать целые среды из пластичных форм, но, как и первый, он исследовал эти идеи через стекло. Его страстное желание стать признанным пророком хорошего вкуса и красоты в стране стало импульсом для экспериментов со стеклом, которые привели к созданию множества типов сосудов.
К концу 1890-х годов он начал разрабатывать вазы в форме отдельных цветов, основываясь на своей вере в то, что источником всего искусства является природа. Изначально эти сосуды имели утилитарное назначение, но вскоре превратились в чисто декоративные формы, часто напоминающие отдельный цветок на тонком стебле. По словам Хью МакКина, «Наблюдатель должен быть привлечен к нему отчасти из-за красоты материала, а отчасти потому, что материал напоминает красоту цветка».
Тиффани тщательно нумеровал и регистрировал каждое изделие, созданное его мастерами. На этой вазе есть надпись: «1495 J L.C. Tiffany-Favrile», что, согласно регистрационным номерам Тиффани, указывает на то, что изделие было создано в 1915 году, когда его работы пользовались наибольшим признанием.
Современные критики высоко оценивали визуальные качества фаврильного стекла Тиффани, которое дебютировало в 1893 году и было запатентовано годом позже. Название, вероятно, произошло от староанглийского слова «fabrile», означающего «принадлежащий мастеру или его ремеслу». В создании фаврильного стекла Тиффани сочетал различные цвета расплавленного стекла, чтобы достичь эффектов, напоминающих природный и сверхъестественный миры. Остывшее стекло может сохранять вид расплавленного материала или выглядеть более контролируемым, создавая образы, напоминающие ботанические элементы. Для достижения иридированного эффекта горячее, но уже застывшее стекло подвергалось воздействию металлических паров.
Автор: Джеймс У. Тоттис
Адаптировано из Bulletin of the Detroit Institute of Arts 81, nos. 1–2 (2007): 44–45.
Примечания:
Х. Ф. МакКин, The “Lost” Treasures of Louis Comfort Tiffany (Гарден-Сити, Нью-Йорк, 1980), 162.
Как описано в брошюре Tiffany Glass and Decorating Company 1896 года, см. Р. Кох, Louis C. Tiffany: Rebel in Glass (Нью-Йорк, 1964), 126.
Название:
Ваза «Джек-в-кафедре»
Дата создания:
1915
Авторы:
Луис Комфорт Тиффани (художник)
Американец, 1848–1933
Tiffany Studios (производитель)
Америка, 1902–1932
Материал: Фаврильное стекло
Размеры:
Общие: 20 × 11⅛ дюймов (50,8 × 28,3 см)
Основание: 5 дюймов (12,7 см)
Американское искусство до 1950 года
Приобретено на средства Фонда основателей, Фонда американского искусства и средств Джерома М. и Патриции Дж. Шоу
Экспозиция Tiffany & Company и Tiffany Studios на выставке в Турине 1902 года, The Jewelers’ Circular and Horological Review, том 45 (август–сентябрь 1902).
Профессиональная команда экспертов по антиквариату
Наша команда — это уникальные специалисты, способные раскрыть тайны прошлого. Их опыт превращает каждый предмет в увлекательную историю. Они не просто знатоки, а настоящие исследователи времени.
Специалисты работают как детективы, разгадывая загадки старинных вещей. Каждая деталь имеет значение. Их цель — открыть истину, скрытую в антиквариате.
Мир антиквариата: путешествие во времени
Антиквариат — это ключ к прошлому. Каждый предмет хранит следы своей эпохи и судеб людей. Даже пыль на старинных вещах кажется драгоценной.
Шкатулки, часы, картины несут частичку души создателя. Эти предметы становятся мостом между прошлым и настоящим.
Антиквариат как источник волшебства
Мы не просто находим антиквариат — мы создаем волшебство. Представьте, как близкий человек открывает подарок с историей внутри.
Прикосновение к старинной вещи связывает с другой эпохой. Это не просто подарок, а путешествие во времени.