Марк Ротко

Mark Rothko
Его полотна — это как музыка без нот, где каждая краска играет свою мелодию.
- Владимир Набоков
Марк Ротко (англ. Mark Rothko, имя при рождении — Маркус Янкелевич—Бендетович Роткович; 25 сентября 1903, Двинск, Витебская губерния, ныне Даугавпилс, Латвия — 25 февраля 1970, Нью-Йорк) — американский художник, ведущий представитель абстрактного экспрессионизма, один из создателей живописи цветового поля.
Биография
Происхождение и детство (1903—1912)
Запись в метрической книге двинского раввината о рождении Маркуса Ротковича
Происхождение и детство (1903—1912)
Родился 12 сентября 1903 года в Двинске в еврейской семье, в которой уже было трое детей. Дома говорили как на идише, так и на русском. Глава семейства, Я́нкель-Бе́ндет Ио́селович Роткович (1859—1914), уроженец Михалишек Виленской губернии, работал аптекарским помощником сначала в Вильне, потом в Двинске, где он открыл аптеку, но, несмотря на скромный доход, много внимания уделял образованию детей. Мать, Ха́я Мо́рдуховна Роткович (в девичестве Гольдин; 1870—1948), уроженка Санкт-Петербурга[10], была домохозяйкой. Отец придерживался марксистских взглядов и был нерелигиозен, в связи с чем его старшие дети получили светское образование, однако позже он возвратился к ортодоксальному иудаизму и решил дать младшему сыну религиозное образование. В возрасте пяти лет Маркус поступил в хедер, где изучал Пятикнижие и древнееврейский язык. В Двинске семья жила на углу Шоссейной и Псковской улиц.
Эмиграция и учёба в США (1913—1923)
Глава семейства, опасаясь, что детей заберут на службу в царскую армию, и следуя примеру многочисленных еврейских семей, бежавших от погромов в США, в 1910 году принял решение эмигрировать из страны. Двое его братьев уже уехали в Америку и обосновались в Портленде, штат Орегон, где занялись производством одежды. Семья разделилась: Маркус с матерью и старшей сестрой Соней (1890—1985) пока остались в России, а Яков и двое детей, Мойше и Абель (впоследствии Альберт), эмигрировали в том же 1910 году.

5 августа 1913 года пароход «Царь» вышел из Либавы и 17 августа прибыл в Нью-Йорк. Среди пассажиров второго класса был и Маркус с сестрой Соней и матерью. Первые десять дней они жили у родственников (Вайнштейнов) в Нью-Хейвене, позже, на поезде, добрались до Портленда. Через семь месяцев отец Маркуса умер от колоректального рака и семья осталась без средств к существованию. Детям пришлось устроиться на работу. Соня, которая в России получила образование зубного врача, стала бухгалтером, а Мойше и Альберт помогали в семейном бизнесе Вайнштейнов, пока не выучили английский настолько, что сдали экзамен на фармацевтов. В это время Маркус помогал братьям, работая курьером и торгуя газетами.

В 1913 году Ротко поступил в третий класс общеобразовательной школы, после которого его перевели сразу в пятый, а в семнадцать с отличием окончил Lincoln High School. В совершенстве овладев английским (четвёртым языком), он активно участвовал в жизни местного еврейского сообщества, особенно в политических дискуссиях. Портленд в то время был одним из центров революционной активности в США, и Марк посещал собрания особенно сильного в городе революционно-синдикалистского профсоюза «Индустриальные рабочие мира», на которых организовывал дискуссии о революции 1917 года в России. Он намеревался стать профсоюзным активистом, посвятив свою жизнь рабочему движению.

В сентябре 1921 года — в традициях семьи Вайнштейн — Ротко поступил в Йельский университет, где первый год учился благодаря полученному за отличный аттестат гранту, а позднее, чтобы оплачивать учёбу, работал в прачечной. Одно время, делая большие успехи в математике, он всерьёз планировал для себя карьеру инженера. В университете вместе с товарищами Аароном Директором и Саймоном Уитни выпускал сатирический журнал, направленный на разоблачения пороков университетского общества WASP («Белых англо-саксонских протестантов»), включая элитизм и расизм.

То ли из-за финансовых трудностей, то ли считая занятия скучными, но в 1923 году Маркус университет бросил. Вновь появился в нём он лишь спустя сорок шесть лет, уже накануне ухода из жизни, только чтобы получить почётную степень доктора.
Раннее творчество
Без определённой идеи, чем он хочет заниматься, Маркус Ротко переехал в Нью-Йорк, снял комнату в доме № 19 на 102-й западной улице и сразу окунулся в бурную атмосферу художественной жизни большого города. Осенью 1923 года он, навещая друга в школе искусств в Нью-Йорке, увидел, как художники рисовали модель. Как позднее говорил сам Ротко, в этот момент он «родился как художник». Он начал брать уроки у Джорджа Бриджмена в Лиге студентов-художников Нью-Йорка. Некоторое время спустя он поступил в «Новую школу дизайна» в Нью-Йорке, где среди его преподавателей был один из основателей «абстрактного сюрреализма» Аршиль Горки. Несмотря на то, что Ротко очень мало занимался у художника Макса Вебера на курсах в «Лиге студентов искусств Нью-Йорка» — с октября по декабрь 1925 года и с марта по май 1926 года, — тот оказал очень большое влияние на ранние работы Ротко. Именно с тех пор он стал воспринимать искусство как инструмент эмоционального и религиозного самовыражения. Тогда молодого художника впечатлили сюрреалистические работы Пауля Клее и живопись Жоржа Руо.

В 1928 году Ротко с группой молодых художников впервые выставил свои работы в галерее «Оппортьюнити» (Opportunity gallery). Тёмные экспрессивные полотна — изображения интерьеров и городские зарисовки — были хорошо приняты критиками и коллегами. Несмотря на этот скромный успех, Ротко всё ещё не мог целиком посвятить себя творчеству — ему необходимо было работать.

В конце 1920-х годов Ротко подрабатывал, рисуя карты для Библейских исторических книг писателя Льюиса Брауна. Он переехал в дом 231 на 25-й восточной улице и в 1929 году стал преподавателем живописи и скульптуры (на неполный день) в Центральной академии Бруклинского еврейского центра. Там он проработал до 1952 года.

В начале 1930-х годов Ротко познакомился с художником Адольфом Готтлибом, который вместе с Барнеттом Ньюманом, Джозефом Солманом, Луисом Шанкером и Джоном Грэмом был частью группы молодых художников, окружавших художника Мильтона Эвери. По словам Элен де Кунинг, именно Эвери «дал Ротко идею о том, что [жизнь профессионального художника] возможна». Абстрактные картины Эвери, в которых использовались глубокие знания формы и цвета, оказали огромное влияние на Ротко. Вскоре картины Ротко приобрели сюжет и цвет, схожие с картинами Эвери, как видно из «Купальщицы» или «Пляжной сцены 1933—1934 годов».

Ротко, Готтлиб, Ньюман, Солман, Грэм и их наставник Эвери проводили значительное время вместе, отдыхая в Лейк-Джордже и в Глостере. Днём они рисовали, а по вечерам обсуждали искусство. На озере Джордж в 1932 году Ротко познакомился с Эдит Сахар, дизайнером ювелирных украшений, на которой он в конце того же года женился. Следующим летом в Художественном музее Портленда состоялась его первая персональная выставка, на которой были представлены рисунки и акварели. На выставке Ротко наряду со своими работами представил работы своих учеников-подростков из Академии Бруклинского еврейского центра.

Семья художника была против его решения посвятить себя искусству. Во время Великой Депрессии Ротковичи многое потеряли, их удивляло безразличие Маркуса и его нежелание заняться более «перспективной» и «выгодной» работой, чтобы помочь матери.
Первая персональная выставка в Нью-Йорке
Вернувшись в Нью-Йорк, Ротко провёл свою первую персональную выставку на Восточном побережье в Галерее современного искусства (21 ноября — 9 декабря 1933 года). Он показал пятнадцать картин маслом, в основном портреты, а также некоторые акварели и рисунки. Его живопись особенно привлекла внимание искусствоведов. Использование Ротко цветовых полей уже тогда было лишено влияния Эвери.
Группа десяти
В конце 1935 года Ротко присоединился к Илье Болотовскому, Бен-Циону, Адольфу Готлибу, Лу Харрису, Ральфу Розенборгу, Луи Шанкеру и Джозефу Солману, чтобы сформировать «Десятку несогласных Уитни» (Whitney Ten Dissenters). Согласно каталогу выставки галереи, миссия группы состояла в том, чтобы «протестовать против отождествления американской живописи с буквальной».

Ещё в 1950 году они считались радикалами, и консервативное жюри не приняло их картины на важную выставку современного искусства в Метрополитен-музее. В ответ они сделали групповое фото «Разгневанных» — все с суровыми лицами, ни тени улыбки. Особенно рассержен был Марк Ротко. Стиль Ротко уже изменился, он приближался к знаменитым работам зрелого периода, но несмотря на интерес к изучению цвета, художник сконцентрировался на другой формальной и стилистической инновации, работая над сюрреалистичными изображениями мифологических историй и символов. Органические, полуабстрактные формы, рождённые его фантазиями и сновидениями, получили название биоморфных. В это время растёт авторитет Ротко, особенно в среде Союза художников. Основанный в 1937 году, этот союз, в который входили также Готлиб и Солман, ставил себе целью создать муниципальную галерею искусств, где можно было бы устраивать самостоятельные групповые выставки. В 1936 году группа Союза художников устроила свою выставку в галерее «Бонапарт» (Galerie Bonaparte) во Франции.

В 1938 году ещё одна выставка прошла в галерее «Меркюри» (Mercury Gallery). В тот период Ротко, как и многие художники того времени, начал работать в государственной организации, созданной для преодоления последствий Великой депрессии. Художники и архитекторы нанимались для восстановления и реновации общественных зданий. В те времена на службе у государства работали многие известные художники, в том числе Эвери, Де Кунинг, Поллок, Рейнар, Давид Смит, Луис Невельсон, восемь художников из «Десятки несогласных Уитни» и учитель Ротко Аршил Горки.
Собственный стиль

Часовня Ротко в Хьюстоне
В 1936 году Ротко начал писать книгу, которая так и не была закончена, о сходных принципах детского рисунка и работ современных ему художников. По мнению Ротко, «тот факт, что художественная работа начинается с рисунка — уже академический подход. Мы начинаем с цвета», — писал художник, оценивая влияние примитивных культур на модернистов и их мимикрию под детское творчество. Ротко считал, что модернист, как ребёнок или человек примитивной культуры, должен в своей работе идеально выразить внутреннее ощущение формы без вмешательства разума. Это должен быть физический и эмоциональный, но не интеллектуальный опыт. Ротко стал использовать цветовые поля в своих акварелях и городских ландшафтах, именно тогда предмет и форма в его работах начали терять смысловую нагрузку. Ротко сознательно стремился имитировать детские рисунки.

К началу 1950-х годов он ещё более упростил структуру своих картин, создав серию «мультиформ» — картин, состоящих из нескольких цветовых плоскостей. Сам художник формулировал свою задачу как «простое выражение сложной мысли». Работы, уже тогда прославившие его, — это прямоугольные полотна большого размера с парящими в пространстве цветовыми плоскостями живописи «цветового поля».

При этом он говорил: «Не следует считать мои картины абстрактными. У меня нет намерения создавать или акцентировать формальное соотношение цвета и места. Я отказываюсь от естественного изображения только для того, чтобы усилить выражение темы, заключенной в названии». Но большая часть его абстрактных полотен не имели названия.

Критики считают наиболее значительной работой Ротко цикл из 14 картин для капеллы экуменической церкви в Хьюстоне (Техас).
Пик творчества
В середине 1937 года Марк поссорился со своей женой Эдит, и хотя они примирились несколько месяцев спустя, их отношения оставались натянутыми.

В начале 1938 года Ротко обратился за получением американского гражданства, 21 февраля получил его и успокоился: у него были опасения, что растущее влияние нацистов в Европе может спровоцировать внезапную депортацию не имеющих американского гражданства евреев. По этой же причине, в связи с обеспокоенностью ростом антисемитизма в Европе и Америке, в 1940 году он сократил свое имя до «Марк Ротко». Имя «Рот» всё ещё было опознаваемо еврейским, поэтому он остановился на «Ротко». С тех пор все его работы подписывались этим творческим псевдонимом.
Поиск вдохновения в мифологии
Считая, что современная американская живопись зашла в концептуальный тупик, Ротко намеревался исследовать темы, отличные от городских и природных пейзажей. Он искал то, что может дополнить его растущий интерес к форме, пространству и цвету. Мировые войны дали этому поиску ощущение безотлагательности. Ротко настаивал на том, чтобы новая тематика была социально обусловленной, но при этом могла бы выходить за пределы существующих политических символов и ценностей. В своем эссе «Подсказанная романтика», опубликованном в 1949 году, Ротко утверждал, что «архаичный художник… счёл необходимым создать группу посредников, монстров, гибридов, богов и полубогов» почти так же, как современные человек нашёл посредников в фашизме и коммунистической партии. Для Ротко «без монстров и богов искусство не может быть драматичным».

Использование Ротко мифологии в качестве комментария к современной истории не было новым. Ротко, Готлиб и Ньюман читали и обсуждали работы Зигмунда Фрейда и Карла Юнга. В частности, они интересовались психоаналитическими теориями, касающимися снов, и архетипами коллективного бессознательного. Они понимали мифологические символы как образы, действующие в пространстве человеческого сознания, которое выходит за рамки конкретной истории и культуры. Ротко позже сказал, что его художественный подход был «преобразован» в результате изучения «драматических тематик мифа». Он даже в 1940 году временно прекратил рисовать, чтобы полностью погрузиться в изучение мифологии: «Золотой ветви» Джеймса Фрэзера и «Толкования сновидений» Фрейда.
Влияние Ницше
Своим новым видением Ротко пытался удовлетворить духовные и творческие потребности современного человека в мифе. Наиболее важное философское влияние на Ротко в этот период имела книга Фридриха Ницше «Рождение трагедии». Ницше утверждал, что греческая трагедия спасла человека от ужасов земной жизни. Изучение новых тем в современном искусстве перестало быть целью Ротко. С этого времени его искусство преследовало цель оживить духовную пустоту современного человека. Он полагал, что эта пустота возникла отчасти из-за отсутствия мифологии, потому что по словам Ницше, «образы мифа должны быть незамеченными вездесущими демоническими стражами, под присмотром которых молодая душа растёт и зреет и чьи знаки помогают человеку интерпретировать его жизнь и борьбу». Ротко верил, что его искусство может освободить бессознательную энергию, ранее высвобождаемую мифологическими образами, символами и ритуалами. Он считал себя «создателем мифов» и провозглашал: «волнующий опыт трагедии является для меня единственным источником искусства».

Во многих из его работ этого периода, в которых он использует образы, взятые в основном из трилогии «Орестея» Эсхила, варварские сцены насилия контрастируют с цивилизованной пассивностью . Картины Ротко того периода отражают его увлечение мифологией: «Антигона», «Эдип», «Жертвоприношение Ифигении», «Леда», «Фурии», «Алтарь Орфея». Ротко использует иудео-христианские образы в «Гефсимании», «Тайной вечере» и «Обрядах Лилит». Он также ссылается на египетский («Комната в Карнаке») и сирийский («Сирийский бык») миф. Вскоре после Второй мировой войны Ротко прекратил называть свои картины, обозначая их только числами, так как считал, что название произведения ограничивают трансцендентные цели его картин.
«Мифоморфный» абстракционизм
В основе представления Ротко и Готлиба об архаичных формах и символах, интерпретирующих современность, можно увидеть влияние сюрреализма, кубизма и абстракционизма. В 1936 году Ротко посетил две выставки в Музее современного искусства: «Кубизм и абстрактное искусство» и «Фантастическое искусство, дадаизм и сюрреализм».

В 1942 году после успеха выставки Эрнста, Миро, Вольфганга Паалена, Танги и Сальвадора Дали — художников, иммигрировавших в Соединённые Штаты из-за войны, — сюрреализм стал набирать популярность в Нью-Йорке. Ротко и его сверстники, Готтлиб и Ньюман, обсуждали искусство и идеи этих европейских пионеров сюрреализма, а также идеи Мондриана, и пришли к выводу, что сами они — наследники европейского авангарда.

Новые картины были представлены на выставке 1942 года в универмаге Macy’s в Нью-Йорке. В ответ на негативный отзыв The New York Times Ротко и Готлиб выпустили манифест, написанный в основном Ротко. Обращаясь к «недоумению» критика «Times» по поводу новой работы, они заявили: «Мы выступаем за простое выражение сложной мысли. Мы за большой образ, потому что он имеет однозначный эффект. Мы хотим вновь утвердить плоскость картины. Мы за плоские формы, потому что они разрушают иллюзии и раскрывают правду». В более резких выражениях они подвергли критике тех, кто хотел жить в окружении искусства, не бросающего вызов, отметив, что их работа обязательно «должна оскорблять любого, кто духовно настроен на декорацию».

Ротко рассматривал миф как ресурс для пополнения эры духовной пустоты. Эта вера зародилась десятилетиями ранее благодаря работам Карла Юнга, Т. С. Элиота, Джеймса Джойса и Томаса Манна.
Уход от сюрреализма
13 июня 1943 года Ротко и Сахар снова разошлись. После развода у Ротко была долгая депрессия. Думая, что ему сможет помочь смена обстановки, он вернулся в Портленд, оттуда отправился в Беркли, где познакомился и подружился с художником-абстракционистом Клиффордом Стиллом. Глубоко абстрактные картины Стилла, предположительно, оказали значительное влияние на поздние работы Ротко. Осенью 1943 года Ротко вернулся в Нью-Йорк. Он встретился с известным коллекционером и арт-дилером Пегги Гуггенхайм, которая поначалу не готова была брать его произведения. В конце 1945 года персональная выставка Ротко в галерее Гуггенхайма «Искусство этого века» оказалась не очень удачной: небольшие продажи, с ценами на картины от 150 до 750 долларов, и негативные отзывы критиков. В этот период Ротко, находившийся под влиянием Стилла, отошёл от сюрреализма. Эксперименты Ротко по интерпретации бессознательной символики повседневных форм закончились:

Я настаиваю на равном существовании мира, порожденного разумом, и мира, порождённого Богом вне его. Если я запутался в использовании знакомых предметов, то это потому, что я отказываюсь уродовать их внешний вид ради действия, для которого они слишком стары, чтобы служить или для которого, возможно, они никогда не предназначались. Я ссорюсь с сюрреалистами и абстракционистами только как человек ссорится с своим отцом и матерью; признавая неизбежность и назначение моих корней, но настаивая на своем несогласии; я един с ними, но и полностью независим от них.

Шедевр Ротко 1945 года «Медленное кружение на краю моря» иллюстрирует его вновь обретённую склонность к абстракции. Некоторыми авторами картина была истолкована как образ ухаживания Маркуса за его будущей второй женой, Мэри Эллен «Мелл» Бистл, с которой он познакомился в 1944 году, а затем, в начале 1945 года, и женился. Другие отмечали отголоски шедевра Боттичелли «Рождение Венеры». На картине в тонких серых и коричневых тонах представлены две человеческие фигуры в кружащейся подвижной атмосфере, состоящей из разных форм и цветов. Жёсткий прямоугольный фон предвещает более поздние эксперименты Ротко с чистым цветом. Не случайно картина была закончена в год окончания Второй мировой войны.

Несмотря на отказ от своего «мифоморфного абстракционизма», всё равно до конца 1940-х годов Ротко был известен прежде всего своими сюрреалистическими работами. Музей Уитни включал их в свою ежегодную выставку современного искусства с 1943 по 1950 год.
«Мультиформы»
1946 год в творчестве художника ознаменовался созданием того, что искусствоведы назвали «мультиформными» картинами Ротко. Хотя Ротко сам никогда не использовал подобный термин, он даёт точное описание его картин. Но сам художник описывал подобные картины как обладающие более органичной структурой и как элементы человеческого выражения. Для него эти размытые блоки разных цветов, лишённые ландшафтов, человеческих фигур и тем более символов, обладали собственной жизненной энергией. Они содержали «дыхание жизни», которого он не нашёл в фигуративной живописи той эпохи. Они были полны возможностями, тогда как его эксперименты с мифологическим символизмом стали утомительной формулой. «Мультиформность» привела Ротко к реализации его зрелого фирменного стиля, которого Ротко будет придерживаться до конца жизни.

В середине этого критического переходного периода Ротко был впечатлён абстракциями Клиффорда Стилла, на которые частично повлияли пейзажи родной Стиллу Северной Дакоты. В 1947 году, во время обучения в летнем семестре в Калифорнийской школе изящных искусств, Ротко и Стилл начали продумывать идею создания собственной учебной программы, которую они реализовали в следующем году в Нью-Йорке, назвав её «Предметом школы художников». В числе привлечённых ими художников были Дэвид Хар и Роберт Мазервелл. Прекратив своё существование уже в том же году, школа тем не менее успела стать центром современного искусства.

В дополнение к своему опыту преподавания Ротко начал публиковать статьи в двух новых арт-журналах: «Глаз тигра» и «Варианты». Используя эти издания как возможность комментировать текущую арт-сцену, Ротко также подробно обсуждал в них свои собственные работы, а также философию искусства. В своих статьях он выражал стремление к исключению фигуративных элементов из живописи, питая особый интерес к дебатам об искусстве, начатым в публикации Вольфганга Паалена «Форма и смысл» (1945). Ротко описывал свой новый метод как «неизвестные приключения в неизвестном пространстве», свободном от «прямой связи с каким-либо конкретным организмом». Бреслин интерпретировал этот переход так: «…теперь и личность, и живопись — области возможного… эффект, переданный <…> созданием многообразия всевозможных неопределённых форм».

В 1949 году Ротко был очарован картиной «Красная студия» (вариант перевода «Красная мастерская») Анри Матисса[17], приобретённой в том же году Музеем современного искусства. Позже он называл эту картину одним из ключевых источников вдохновения для своих более поздних абстрактных картин.
Поздний период
Вскоре «мультиформы» превратились в фирменный стиль. Вначале 1949 года Ротко выставил новые работы в галерее Бетти Парсонс. Для критика Гарольда Розенберга картины стали не чем иным, как откровением. Раскрасив свой первый «мультиформ», Ротко уединился в своем доме в Ист-Хамптоне на Лонг-Айленде. Посмотреть новые картины он пригласил лишь нескольких избранных, включая Розенберга. Открытие его окончательной формы пришлось на тяжелый период в жизни художника: в октябре 1948 года умерла его мать, Кейт.

Ротко начал активно использовать два (иногда три) симметричных прямоугольных блока, контрастных, но дополняющих друг друга, цветов, в которых, например, «прямоугольники иногда кажутся сливающимися с основой, усиливая концентрацию их сути. Зелёная полоса на картине „Пурпурный, чёрный, зелёный на оранжевом“, кажется, вибрирует на фоне оранжевого вокруг него, создавая оптическое мерцание». Кроме того, в течение следующих семи лет Ротко писал маслом только на больших холстах вертикального формата. Масштабные проекты использовались, чтобы потрясти зрителя или, по словам Ротко, заставить зрителя чувствовать себя «окутанным» картиной. Для некоторых критиков большой размер был попыткой восполнить недостаток сути.
Кончина
Надгробие на могиле Марка Ротко. Кладбище Ист-Мэрион, Нью-Йорк.
Весной 1968 года у Ротко была обнаружена артериальная аневризма. Игнорируя рекомендации врача, художник продолжал много пить, курить и отказался от диеты, однако послушался совета не браться больше за масштабные полотна размерами больше метра в высоту и начал работать в более компактных форматах. Его брак с Мелл Бейстл находился в это время в тяжёлом кризисе, а проблемы художника со здоровьем только усугубили положение дел. В первый день нового 1969 года они развелись, и Ротко переехал жить в свою студию.

25 февраля 1970 года ассистент Ротко Оливер Стейндекер обнаружил художника лежащим без сознания на полу собственной кухни со вскрытыми венами, в луже крови; бритва, которой он нанёс себе порезы, лежала там же. В момент обнаружения Ротко был уже мёртв. Вскрытие показало, что перед самоубийством он принял огромную дозу антидепрессантов.

Мелл Бейстл умерла 26 августа 1970 года, через шесть месяцев и один день после Марка Ротко. Причиной смерти, указанной в её свидетельстве о смерти, была гипертония, вызванная сердечно-сосудистым заболеванием.

Ротко был погребён на кладбище Ист-Мэрион на Лонг-Айленде. В 2006 году дети художника Кейт Ротко-Притцель и Кристофер Ротко подали прошение о перезахоронении останков отца на кладбище в Кенсико рядом с их матерью. В апреле 2008 года судья Артур Питтс дал разрешение на перезахоронение.
Наследие
Марк Ротко является одним из самых известных и влиятельных американских художников второй половины XX века и ключевой фигурой послевоенного абстрактного экспрессионизма.

Вот уже долгое время Ротко входит в число самых дорогих художников. Его картина «Оранжевый, красный, жёлтый» в 2012 году стала самым дорогим произведением послевоенного искусства, когда-либо проданным на торгах (86,9 млн долларов).
Память
Памятник, посвящённый Марку Ротко, установлен на берегу реки Даугавы в Даугавпилсе (2003, автор Ромуальд Гибовский).
В декабре 2009 года в Лондоне состоялась премьера спектакля «Red» («Красное»), главным героем которого является Марк Ротко. Художника сыграл британский актёр Альфред Молина, его помощника Кена — Эдди Редмэйн. Автор пьесы — американский драматург и сценарист Джон Логан (фильмы «Авиатор», «Последний самурай», «Суини Тодд»). В марте 2010 года состоялась премьера этого спектакля в нью-йоркском театре «Golden Theater». Пьеса и актёр Эдди Редмэйн получили премию Тони (2010).
24 апреля 2013 года в Даугавпилсе был открыт Арт-центр имени Марка Ротко (с 1 октября 2023 года именуемый музеем Ротко).
В 2013 году Латвия выпустила почтовую марку, посвящённую М. Ротко (автор Л. Чибле), а мэрия Даугавпилса выпустила монетовидный жетон памяти Ротко.
Ротко — это великий художник, потому что он смог создать пространство, которое существует только в мире искусства.
- Клемент Гринберг
Личная жизнь
Марк Ротко был женат дважды, и оба брака оказали значительное влияние на его личную жизнь:

Первый брак: Мэри Элис Бейкер (1932–1945)
Ротко женился на художнице Мэри Элис Бейкер в 1932 году. Этот брак продлился до 1945 года и завершился разводом. Хотя официально у них не было детей, этот период жизни был важным для развития его творчества.

Второй брак: Мелла Оберман (1945–1969)
В 1945 году Ротко встретил Меллу Оберман, которая стала его второй женой. У них родились две дочери: Кейт (1950) и Кристина (1957). Однако брак был сложным: Ротко страдал от депрессии, что создавало напряженность в отношениях. В конце 1960-х годов он начал злоупотреблять алкоголем и принимать антидепрессанты, что еще больше усугубило ситуацию.
В 1969 году Ротко покинул семью и снял квартиру для себя. Это решение стало последним шагом перед его самоубийством.

4. Друзья и коллеги
Ротко был частью круга художников абстрактного экспрессионизма, включая Джексона Поллока, Виллема де Кунинга и Роберта Матьё. Однако его характер часто делал его отношения с другими людьми сложными. Он был известен как человек замкнутый, требовательный и порой конфликтный.
Несмотря на это, у него были близкие друзья, такие как критик Харольд Розенберг и искусствовед Клемент Гринберг, которые высоко ценили его творчество и поддерживали его в сложные периоды.

5. Здоровье и депрессия
Значительную часть своей жизни Ротко боролся с депрессией и тревожностью. Эти состояния усиливались с возрастом и особенно ярко проявились в последние годы его жизни. В 1968 году у него была операция на аорте, после которой он испытывал серьезные проблемы со здоровьем.
Депрессия и чувство одиночества стали причиной того, что он начал злоупотреблять алкоголем и лекарствами. Это состояние нашло отражение в его поздних работах, где преобладают темные цвета и мрачные тона.

6. Самоубийство
25 февраля 1970 года Марк Ротко был найден мертвым в своей студии в Нью-Йорке. Он совершил самоубийство, резав себе вены. Перед этим он оставил записку для своего помощника, в которой просил позвонить врачу.
Это событие стало печальным завершением его жизни, но также подчеркнуло глубину его внутренних переживаний, которые так часто находили отражение в его искусстве.

7. Наследие и дети
После смерти Ротко возникли судебные разбирательства между его детьми и доверенными лицами, ответственными за управление его наследием. Это привело к скандалу, известному как "дело Ротко", которое выявило злоупотребления со стороны некоторых доверенных лиц.
Его дочери, Кейт и Кристина, продолжают сохранять наследие своего отца, поддерживая фонд Марка Ротко, который способствует развитию современного искусства.

Личная жизнь Марка Ротко была полна взлетов и падений, как и его творчество. Его борьба с депрессией, сложные отношения с семьей и друзьями, а также ранняя потеря отца сыграли важную роль в формировании его мировоззрения и художественного стиля. Его история остается символом борьбы человека за самовыражение и поиск смысла жизни.
Память
1. Улицы и памятные места
Улица Марка Ротко в Даугавпилсе (Латвия): Ротко родился в этом городе (тогда Двинск, Российская империя), и в его честь названа одна из улиц.
Центр Марка Ротко в Даугавпилсе: В 2013 году в родном городе художника открылся музей, посвященный его творчеству. Здесь представлены репродукции его работ и экспозиции, рассказывающие о его жизни и влиянии на искусство.

2. Музеи и галереи
Галерея Тейт Модерн (Лондон): Здесь хранится знаменитая серия Ротко «Seagram Murals», которую он создал для ресторана Four Seasons в Нью-Йорке, но позже отказался от заказа.
Музей современного искусства (MoMA, Нью-Йорк): В коллекции MoMA представлены такие работы Ротко, как «No. 61 (Rust and Blue)» и «No. 3/No. 13».
Национальная галерея искусства (Вашингтон): Здесь можно увидеть несколько ключевых работ художника, включая «Orange and Yellow».

3. Фильмы о Марке Ротко
«Ротко» (2018): Документальный фильм, который исследует жизнь и творчество художника, его философию и влияние на современное искусство.
«Красный» (2009): Пьеса Джона Логана, позже экранизированная, рассказывает о вымышленном эпизоде из жизни Ротко, когда он работал над своими знаменитыми фресками для ресторана Four Seasons. В главной роли — Альфред Молина.
«Марк Ротко: Картины как драма» (2014): Документальный фильм, который анализирует эмоциональную глубину его работ.

4. Книги о Марке Ротко
«Марк Ротко: Изнутри холста» Джеймса Бреслина: Биография, которая подробно рассказывает о жизни и творчестве художника.
«Ротко» Анни Коэн-Солаль: Книга, исследующая философию и влияние Ротко на искусство.
«Марк Ротко: Искусство как опыт» Кристофера Ротко: Книга, написанная сыном художника, который делится личными воспоминаниями и анализом творчества отца.

5. Выставки и ретроспективы
Ретроспектива Марка Ротко в Tate Modern (2008): Одна из самых масштабных выставок, которая привлекла огромное количество посетителей.
«Ротко: Темные картины» (2015): Выставка в Музее современного искусства Сан-Франциско, посвященная его поздним работам.
«Ротко/Кляйн» (2021): Выставка в Fondation Louis Vuitton в Париже, где работы Ротко были представлены рядом с произведениями Ива Кляйна.

6. Памятные события
50-летие со дня смерти Марка Ротко (2020): В этот год по всему миру прошли выставки, лекции и мероприятия, посвященные его творчеству.
Аукционные рекорды: Работы Ротко регулярно устанавливают рекорды на аукционах. Например, «Orange, Red, Yellow» была продана за $86,9 миллиона в 2012 году.

7. Влияние на культуру
Архитектура и дизайн: Цветовые поля Ротко вдохновили многих архитекторов и дизайнеров на создание интерьеров, которые вызывают эмоции через цвет.
Музыка: Некоторые музыканты, например, композитор Мортон Фельдман, вдохновлялись работами Ротко для создания своих произведений.
Мода: Дизайнеры, такие как Джанни Версаче, использовали цветовые решения Ротко в своих коллекциях.

8. Цитаты и философия
Ротко говорил: «Картина должна быть чудом. Художник должен думать о том, как создать мир, который не был бы похож на реальный, но при этом был бы убедительным».
Его философия искусства как эмоционального опыта продолжает вдохновлять художников и зрителей по всему миру.
Избранные произведения искусства
1. «No. 61 (Rust and Blue)» (1953)
Описание: Одна из самых известных работ Ротко, где горизонтальные полосы ржавого и синего цветов создают ощущение глубины и медитативного состояния.
Местонахождение: Музей современного искусства (MoMA), Нью-Йорк.

2. «Orange and Yellow» (1956)
Описание: Яркие оранжевые и желтые прямоугольники на светлом фоне создают ощущение тепла и света.
Местонахождение: Художественная галерея Олбрайт-Нокс, Буффало, США.

3. «White Center (Yellow, Pink and Lavender on Rose)» (1950)
Описание: Центральная белая полоса разделяет розовый фон на верхнюю и нижнюю части, создавая гармоничный баланс цветов.
Местонахождение: Частная коллекция (в 2007 году продана за $72,8 миллиона).

4. «No. 14» (1960)
Описание: Монохромная работа с глубокими темными тонами, которая вызывает ощущение таинственности и созерцания.
Местонахождение: Музей современного искусства Сан-Франциско (SFMOMA).

5. «Four Darks in Red» (1958)
Описание: Четыре темных прямоугольника на красном фоне создают драматический и эмоционально насыщенный эффект.
Местонахождение: Музей Уитни, Нью-Йорк.

6. «Black on Maroon» (1958)
Описание: Часть серии «Seagram Murals», где черные прямоугольники на бордовом фоне создают ощущение трагедии и глубокой меланхолии.
Местонахождение: Галерея Тейт Модерн, Лондон.

7. «No. 10» (1950)
Описание: Яркие цветовые поля оранжевого, желтого и красного создают ощущение энергии и света.
Местонахождение: Музей современного искусства (MoMA), Нью-Йорк.

8. «Blue Green and Brown» (1952)
Описание: Спокойные синие, зеленые и коричневые тона создают медитативную атмосферу.
Местонахождение: Частная коллекция.

9. «Untitled (Black on Grey)» (1970)
Описание: Одна из последних работ Ротко, где черный прямоугольник на сером фоне символизирует мрачность и предчувствие конца.
Местонахождение: Музей Сола Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк.

10. «Seagram Murals» (1958–1959)
Описание: Серия из 30 картин, созданных для ресторана Four Seasons в Нью-Йорке. Ротко позже отказался от заказа, так как почувствовал, что его работы не подходят для такого пространства.
Местонахождение: Галерея Тейт Модерн, Лондон, и другие музеи.

11. «Red on Maroon» (1959)
Описание: Еще одна работа из серии «Seagram Murals», где красные и бордовые тона создают ощущение драмы и напряжения.
Местонахождение: Галерея Тейт Модерн, Лондон.

12. «No. 1 (Royal Red and Blue)» (1954)
Описание: Глубокие красные и синие тона создают мощный визуальный и эмоциональный эффект.
Местонахождение: Частная коллекция.

13. «Untitled (Violet, Black, Orange, Yellow on White and Red)» (1949)
Описание: Одна из ранних работ, где Ротко экспериментирует с цветовыми полями и их взаимодействием.
Местонахождение: Музей современного искусства (MoMA), Нью-Йорк.

14. «No. 3/No. 13» (1949)
Описание: Яркие цветовые блоки оранжевого, желтого и красного создают ощущение радости и энергии.
Местонахождение: Музей современного искусства (MoMA), Нью-Йорк.

15. «Untitled (Blue, Green, and Brown)» (1952)
Описание: Спокойные синие, зеленые и коричневые тона создают медитативную атмосферу.
Местонахождение: Частная коллекция.
Творчество Марка Ротко и его место в развитии искусства
Марк Ротко — один из ключевых представителей абстрактного экспрессионизма, чье творчество оказало огромное влияние на развитие современного искусства. Его работы, известные как "цветовые поля", стали символом послевоенного искусства и открыли новые пути для выражения эмоций через абстракцию. Давайте разберем, как Ротко повлиял на искусство и какое место он занимает в его истории.

1. Основные черты творчества Марка Ротко
Цветовые поля: Ротко использовал крупные плоскости цвета, которые создавали ощущение глубины и эмоциональной насыщенности. Его работы часто состоят из нескольких прямоугольников, плавно переходящих друг в друга.

Эмоциональная интенсивность: Художник стремился вызвать у зрителя глубокие эмоции — от радости и умиротворения до тревоги и меланхолии.

Масштаб: Ротко предпочитал работать с большими холстами, чтобы зритель мог "войти" в картину и почувствовать себя частью ее пространства.

Медитативность: Его работы часто называют "медитативными", так как они требуют созерцания и погружения.

2. Место Ротко в истории искусства
Абстрактный экспрессионизм
Ротко стал одной из центральных фигур Нью-Йоркской школы — группы художников, которые в 1940–1950-х годах переосмыслили искусство, сделав акцент на абстракции и эмоциональной выразительности. Вместе с Джексоном Поллоком, Виллемом де Кунингом и Барнеттом Ньюманом он определил лицо послевоенного американского искусства.

Отход от фигуративности
Ротко начал свою карьеру с фигуративной живописи, но к концу 1940-х годов полностью перешел к абстракции. Его работы стали примером того, как искусство может выражать универсальные человеческие эмоции без опоры на узнаваемые формы.

Влияние на минимализм
Хотя Ротко не считал себя минималистом, его работы с их простыми формами и цветовыми плоскостями оказали влияние на это направление. Художники, такие как Эд Рейнхардт и Агнес Мартин, развивали его идеи, исследуя чистоту формы и цвета.

3. Философия искусства Ротко
Искусство как переживание: Ротко считал, что искусство должно вызывать у зрителя сильные эмоции. Он говорил: «Картина должна быть чудом. Художник должен думать о том, как создать мир, который не был бы похож на реальный, но при этом был бы убедительным».

Диалог с зрителем: Художник стремился к тому, чтобы его работы "говорили" со зрителем на глубинном уровне, вызывая личные ассоциации и переживания.

Отказ от декоративности: Ротко критиковал коммерциализацию искусства и считал, что его работы не должны быть просто украшением интерьера.

4. Влияние на современное искусство
Эмоциональная абстракция: Ротко показал, что абстракция может быть не только формальным экспериментом, но и способом выражения глубоких человеческих чувств.

Инсталляции и immersive-искусство: Его крупноформатные работы, которые "окружают" зрителя, предвосхитили современные инсталляции и immersive-проекты.

Цвет как главный герой: Ротко доказал, что цвет сам по себе может быть мощным инструментом для передачи эмоций и создания атмосферы.

5. Ключевые работы и их значение
«Seagram Murals» (1958–1959): Серия из 30 картин, созданных для ресторана Four Seasons в Нью-Йорке. Ротко позже отказался от заказа, так как почувствовал, что его работы не подходят для такого пространства. Эти картины стали символом его философии искусства как глубокого эмоционального опыта.

«No. 61 (Rust and Blue)» (1953): Одна из самых известных работ, где сочетание ржавого и синего цветов создает ощущение медитативного состояния.

«Black on Maroon» (1958): Часть серии «Seagram Murals», где темные тона вызывают чувство трагедии и меланхолии.

«Orange and Yellow» (1956): Яркая работа, которая демонстрирует, как цвет может передавать радость и свет.

6. Наследие Ротко
Музеи и выставки: Работы Ротко представлены в ведущих музеях мира, включая MoMA (Нью-Йорк), Галерею Тейт Модерн (Лондон) и Национальную галерею искусства (Вашингтон).

Аукционные рекорды: Его картины регулярно устанавливают рекорды на аукционах. Например, «Orange, Red, Yellow» была продана за $86,9 миллиона в 2012 году.

Влияние на культуру: Ротко вдохновил не только художников, но и музыкантов, архитекторов и дизайнеров. Его идеи продолжают влиять на современное искусство и дизайн.

Марк Ротко занимает уникальное место в истории искусства как художник, который показал, что абстракция может быть не только формальным экспериментом, но и способом выражения глубоких человеческих эмоций. Его работы продолжают вдохновлять и вызывать спустя десятилетия после его смерти.
Критика
Критика в адрес Марка Ротко, как и его творчество, была разнообразной и часто противоречивой. Некоторые критики высоко оценивали его работы, считая их глубоко эмоциональными и философскими, в то время как другие были более скептически настроены, называя его картины слишком абстрактными или даже примитивными. Рассмотрим основные направления критики, которые сопровождали творчество художника.

1. Критика за "простоту" форм
Одним из самых распространенных упреков было то, что работы Ротко кажутся слишком простыми и не требуют особых навыков для создания. Например:
Некоторые критики утверждали, что его полотна состоят лишь из нескольких прямоугольников, которые можно нарисовать даже ребенку.
Такая критика подразумевала, что искусство Ротко лишено технической сложности и мастерства, присущих классическим живописцам.
Ответ Ротко : Художник отвечал на это тем, что его цель — не показать сложность техники, а передать глубокие человеческие эмоции через минималистичную форму. Он говорил: "Я не создаю абстрактное искусство... Я хочу, чтобы люди плакали, когда они смотрят на мои картины, как они плачут при виде человеческой судьбы."

2. Обвинения в коммерциализации
Ротко стал известным и успешным художником, что вызвало недовольство со стороны тех, кто считал, что он "продался" системе.
Например:
Некоторые обвиняли его в том, что он начал создавать серийные работы, ориентируясь на市场需求 (например, серия для ресторана "Сейджент-Тэйлор").
Эти критики утверждали, что Ротко перестал быть настоящим авангардистом и стал частью коммерческого искусства.
Ответ Ротко :
На самом деле, Ротко был очень принципиальным человеком. Например, он отказался от проекта "Сейджент-Тэйлор", вернув аванс, так как почувствовал, что его картины будут использованы лишь как декорация для богатых людей. Это демонстрирует его внутреннюю борьбу между искусством и коммерцией.

3. Сравнения с другими абстрактными художниками
Многие сравнивали Ротко с другими представителями абстрактного экспрессионизма, такими как Джексон Поллок или Виллем де Кунинг.
Например:
Некоторые критики считали, что работы Ротко менее динамичны и энергичны, чем полотна Поллока.
Другие указывали на то, что его стиль менее экспериментальный и инновационный.
Ответ Ротко : Сам художник видел свое место в искусстве не в сравнении с другими, а в создании уникального языка, который мог бы напрямую общаться с зрителем. Он стремился к эмоциональному воздействию, а не к зрелищности.

4. Критика за мрачные тона
В поздний период своей жизни Ротко начал использовать преимущественно темные цвета, что также вызвало волну критики:
Некоторые критики считали, что его работы стали мрачными и депрессивными, отражая его собственное состояние.
Другие утверждали, что это ограничивает восприятие его искусства только к кругу людей, способных понять меланхолию.
Ответ Ротко : Художник никогда не скрывал, что его работа была тесно связана с его внутренним миром. Темные тона действительно отражали его углубляющуюся депрессию, но он видел в них возможность передать универсальные человеческие чувства, такие как страдание, трагизм и экзистенциальная боль.

5. Критика за отсутствие "смысла"
Некоторые критики утверждали, что работы Ротко лишены конкретного смысла или идеологии. Например:
Они говорили, что его картины — просто пятна цвета, которые не передают никакого повествования или идеи.
Другие считали, что его искусство слишком субъективно и зависит исключительно от интерпретации зрителя.
Ответ Ротко : Художник всегда настаивал на том, что его цель — создать пространство для личного диалога между картиной и зрителем. Он считал, что смысл искусства не должен быть явно выраженным, а должен открываться каждому индивидуально.

6. Критика за высокие цены
После смерти Ротко его работы начали продаваться за огромные суммы, что вызвало новые споры:
Некоторые критики утверждали, что высокие цены на его картины делают их доступными только для богатых коллекционеров, что противоречит его первоначальной идее искусства как универсального средства общения.
Другие считали, что стоимость работ не соответствует их "простоте".
Ответ : Хотя сам Ротко не мог ответить на эти обвинения, его последователи и критики подчеркивают, что ценность его искусства определяется не только финансово, но и культурно-исторически.

7. Защитники Ротко
Несмотря на критику, многие искусствоведы и критики высоко оценивали его работу:
Они видели в его картинах глубокое философское содержание, которое затрагивает вопросы существования, времени и пространства.
Его работы рассматривались как попытка преодолеть границы между искусством и духовностью.

Итоговая оценка
Критика Марка Ротко отражает сложность его искусства и его влияния на современную культуру. Его работы могут восприниматься как простые или даже банальные, но те, кто готов углубиться в их содержание, находят в них мощное эмоциональное воздействие и философскую глубину. Именно эта двойственность делает его творчество таким значительным и продолжает вызывать интерес даже сегодня.
Цитаты других художников и критиков о творчестве
Марка Ротко
Клемент Гринберг (Clement Greenberg), искусствовед и критик:
"Ротко — это великий художник, потому что он смог создать пространство, которое существует только в мире искусства."

Барн ett Ньюмен (Barnett Newman), художник и коллега Ротко:
"Его картины — это не просто пятна цвета. Это окна в душу, через которые мы можем увидеть наши собственные чувства."

Ад Райнхарт (Ad Reinhardt), художник-минималист:
"Ротко пытается сказать то, что невозможно выразить словами. Его работа заставляет зрителя задуматься о смысле существования."

Самуэль Беккет (Samuel Beckett), писатель и драматург:
"Когда я смотрю на картины Ротко, я чувствую себя перед лицом абсолютного. Это искусство без границ."

Дональд Джадд (Donald Judd), скульптор и теоретик минимализма:
"Ротко создал новый тип пространства, где цвет становится формой, а форма растворяется в цвете."

Роберт Столл (Robert Storr), искусствовед и куратор:
"Ротко был художником, который понимал, что искусство должно быть не только визуальным опытом, но и духовным переживанием."

Фрэнсис Бэкон (Francis Bacon), британский художник:
"Я всегда восхищался тем, как Ротко может передать страдание и экстаз через простые цветовые поля."

Джеймс Элкинс (James Elkins), искусствовед:
"Ротко научил нас видеть не только форму и цвет, но и глубину человеческого опыта."

Владимир Набоков (Vladimir Nabokov), писатель:
"Его полотна — это как музыка без нот, где каждая краска играет свою мелодию."

Андре Мальро (André Malraux), французский писатель и министр культуры:
"Ротко — это художник, который говорит с нами через тишину цвета."
Цитаты самого Марка Ротко о своем творчестве
"Я не интересуюсь отношениями между формой, цветом и поверхностью. Я интересуюсь только выражением человеческой души."
"Люди плачут перед моими картинами, потому что они испытывают ту же трагическую силу, которую я испытываю сам."
"Мои картины должны быть огромными, чтобы зрителю было некуда спрятаться от их воздействия."
"Я не создаю абстрактное искусство... Я хочу, чтобы люди плакали, когда они смотрят на мои картины, как они плачут при виде человеческой судьбы."
"Моя задача — передать максимальную эмоциональную энергию через минимальные средства."
Интересные факты о жизни и творчестве Марк Ротко
1. Иммиграция в США
Родившийся в Двинске (ныне Даугавпилс, Латвия), Марк Ротко переехал в Соединенные Штаты в возрасте 10 лет вместе со своей семьей. Его отец был врачом-фармацевтом, который стремился дать детям лучшее образование. Семья поселилась в Портленде, штат Орегон.

2. Начало карьеры: от портретов до абстракции
Изначально Ротко работал в реалистическом стиле, создавая портреты и сцены городской жизни. Однако к середине 1940-х годов он полностью отказался от фигуративного искусства и сосредоточился на абстрактной живописи. Этот переход стал ключевым этапом в его творческой эволюции.

3. Влияние мифологии и философии
В начале своей карьеры Ротко был увлечен греческой мифологией и философией Ницше. Эти темы нашли отражение в ранних работах, таких как серия "Мифологические сцены", где он комбинировал символизм и абстрактные элементы.

4. Создание "форматов Ротко"
Его знаменитые прямоугольники, накладываемые друг на друга, называются "форматами Ротко". Это уникальный стиль, который он разработал в конце 1940-х годов. Каждое полотно состоит из нескольких слоев цветовых блоков, создающих ощущение глубины и пространства.

5. Особый подход к технике
Ротко использовал специальную технику многослойного нанесения краски, чтобы добиться мягкости границ между цветами. Он часто смешивал масляные краски с яйцом или клеем, что делало их более прозрачными и светящимися изнутри.

6. Требования к показу работ
Ротко был очень придирчивым в отношении условий, при которых его работы должны были быть выставлены. Он требовал, чтобы картины висели на определенной высоте (на уровне глаз зрителя), а освещение было мягким и рассеянным. Он даже создал специальные помещения для своих произведений, такие как "Чапелла Ротко" в Хьюстоне.

7. Конфликт с критиками
Хотя сегодня его работа высоко ценится, в свое время Ротко часто сталкивался с критикой. Некоторые считали его картины слишком простыми или пустыми. На это он отвечал: "Я не создаю абстрактное искусство... Я хочу, чтобы люди плакали, когда они смотрят на мои картины, как они плачут при виде человеческой судьбы."

8. Участие в проекте "Сейджент-Тэйлор"
В 1950-х годах Ротко получил заказ на создание серии картин для ресторана "Сейджент-Тэйлор" в Нью-Йорке. Однако он отказался от проекта, решив, что его работы будут восприняты лишь как декорация для богатых людей. Вместо этого он вернул аванс и забрал свои картины.

9. Личная жизнь и депрессия
Ротко страдал от депрессии большую часть своей жизни. Это состояние сильно повлияло на его позднее творчество, где преобладают темные тона и мрачные цветовые решения. В 1970 году он покончил жизнь самоубийством, резав себе вены.

10. "Чапелла Ротко" — духовное завещание
Одним из последних проектов Ротко стала "Чапелла Ротко" в Хьюстоне, штат Техас. Это пространство, наполненное его черными и темно-вишневыми полотнами, стало местом для медитации и размышлений. Чапелла открылась через два года после его смерти.

11. Рекордные продажи
Картины Ротко регулярно устанавливают рекорды на аукционах. Например, его работа "No. 6 (Violet, Green and Red)" была продана за $186 миллионов в 2014 году, став одной из самых дорогих картин современного искусства.

12. Влияние на минимализм и концептуальное искусство
Несмотря на то, что Ротко никогда не считал себя минималистом, его подход к пространству и цвету значительно повлиял на развитие этих направлений. Художники, такие как Дональд Джадд и Элайн де Кунинг, признавали его влияние на их собственное творчество.

13. Философское наследие
Ротко видел свое искусство как способ общения с зрителем на глубоко эмоциональном уровне. Он верил, что картины должны вызывать внутренний диалог и помогать людям лучше понять самих себя.
Купить антиквариат в Москве
Уникальные сокровища в самом сердце столицы.
Наш магазин на ул. Трофимова, дом 29, предлагает редкие предметы старины для ценителей и коллекционеров.
Ассортимент:
Старинная мебель: комоды эпохи ампир, стулья времен Людовика XV.
Картины и графика: работы известных мастеров.
Фарфор и керамика: сервизы, вазы, статуэтки.
Ювелирные изделия: украшения с драгоценными камнями.
Книги и документы: редкие издания, рукописи, автографы.

Почему мы?
Магазин расположен в центре Москвы. Эксперты расскажут историю каждого предмета. Антиквариат — это не только красота, но и выгодная инвестиция.

Как купить?
Посетите магазин по адресу: ул. Трофимова, дом 29.
Изучите онлайн-каталог с фото и описаниями.
Получите консультацию по подлинности и уходу.

Интересные факты:
В коллекции есть предметы, принадлежавшие известным личностям.
Ассортимент регулярно обновляется.
Мы сотрудничаем с реставраторами для сохранения экспонатов.

Контакты:
Адрес: ул. Трофимова, дом 29
Телефон: +7 (901) 780-09-61, +7 (901) 780-06-93
Сайт: www.антиквариат29.рф
Режим работы: пн-вс, с 11:00 до 17:00

Станьте частью истории вместе с нами!

Антикварный магазин
на ул. Трофимова, д. 29

Профессиональная команда знатоков антиквариата

Наши эксперты — исследователи, открывающие двери в прошлое. Их опыт превращает каждый предмет в уникальную историю. Они слышат шепот веков и разгадывают тайны старинных вещей.


Мир антиквариата: путешествие во времени

Антиквариат — проводник в прошлое. Каждый предмет хранит следы эпохи и судеб. Шкатулки, часы, картины — это мосты между прошлым и настоящим.


Антиквариат как источник волшебства

Мы создаем волшебство, находя антиквариат. Представьте подарок с целой историей внутри. Старинные вещи связывают с другой эпохой, делая подарок путешествием во времени.

Made on
Tilda