Насечка

Данный вид обработки металлов применялся в основном в для украшения оружия и доспехов. В ювелирном деле насечка распространена в меньшей степени.

Насечка (тауширование) — весьма старинный метод украшения драгоценными сплавами бронзовых и металлических изделий. Этот способ использовался для украшения художественных объектов, предметов повседневного использования, военного снаряжения: мечей, кинжалов, щитов, шлемов, а позже и огнестрельного вооружения.

Суть процедуры состоит в том, что внешние поверхности объектов покрываются насечками, и на эти поверхности наносится золотой или серебряный узор — деликатный орнамент из завитков и стилизованных растительных форм, изображения животных, птиц или человека, или выполняются орнаментированные надписи.

Исторически насечка происходит от древнегреческой «хризографии» — инкрустации бронзовых изделий золотом и серебром. Наиболее древние образцы хризографии относятся еще к древнеегипетской и крито-микенской культуре.
С 9-12 вв. техника золотой насечки распространяется на железные и стальные предметы и достигает расцвета к 17 в., что подтверждают замечательные памятники древнего вооружения, хранящиеся в Государственной Оружейной палате Московского Кремля.

Существуют несколько различных независимых методов золотой насечки: Врезная таушировка: заключается в том, что на поверхности inox-изделия создается углубленный орнамент, края которого немного обрабатываются, чтобы орнамент сохранялся, а дно насечивается. В зависимости от того, каким аппаратом и как осуществляется углубленный орнамент и накладывается благородный металл, инкрустация делится на две категории:
  • Эскиз вырезается инструментом; в него вбивают молотом соответствующие подготовленные части эскиза из драгоценных металлов;
  • Эскиз выполняется зубилом с насечкой: процесс немного отличается от предыдущего, но проще в осуществлении, и эскиз упрощен и менее выразителен.
Набивная, или поверхностная, насечка: эта технология отличается от врезной насечки тем, что для ее выполнения не требуется предварительно вырезать углубление под узор. Золото наносится непосредственно на поверхность изделия, которая предварительно насечивается зубилом.

Ленточная таушировка (насечка): это самый старинный метод из набивной нарезки. Он восходит к эпохе, когда еще не умели вытягивать проволоку и вместо нее изготавливали тонкие полоски, вырезанные из раскованного золотого или серебряного листа. Ширина и толщина таких прямоугольных в сечении ленточек не превышала нескольких десятков долей миллиметра;

Таушировка волоченой проволокой: используется с 16 века (с момента появления вытяжных станков). Бусину накладывают на изображение прямо с катушки и отрезают ее после завершения определенного участка изображения. Затем прижимают ее зубцом, одновременно вбивая бусину киянкой;

Листовая таушировка с рассечкой: узор, аналогично инкрустации, вырезается полностью или частично из листового металла, но углубления для него не создаются. Узор помещается на шероховатую насечкой поверхность и вбивается молотком, а затем рассекается зубилом;

Таушировка с последующей наводкой: чтобы замаскировать отдельные линии проволоки и придать орнаменту большую гармоничность и единство, используется последующая доработка амальгамой, которая немного увеличивает рельеф, и это создает уникальный эффект всему узору, как будто написанному кистью. Амальгама осторожно наносится по контурам узора, и изделие подогревается для испарения ртути. Кроме насечки золотом, серебром и драгоценными сплавами применяют и обычные цветные металлы (например, алюминий) и их сплавы (медь, латунь и т.д.) Также осуществляется насечка по твердым породам древесины.
Made on
Tilda