Парфюмеры Российской Империи

Альфонсо Ралле

В XIX столетии Российская парфюмерия успешно соперничала с ведущими европейскими брендами. Ароматами и туалетными водами, изготовленными в России, наслаждались представители императорской семьи, парфюмерия удостаивалась высоких наград на международных выставках. О тех, кто разрабатывал продукцию, известную миллионам людей в России и за пределами страны, читайте в нашем материале.
Родоначальником отечественного парфюмерного дела в России считается француз Альфонсо Ралле. В 1843 году он открыл в районе Бутырок небольшое производство по изготовлению свечей. Очень скоро Ралле накопил достаточный капитал, чтобы расшириться, — так производство скромных размеров стало парфюмерной фабрикой «А. Ралле и Ко». До этого времени в Российской империи не было масштабного производства парфюмерии.
Один из трёх магазинов Ралле в Москве
Фото 1917 года
Дело быстро разрасталось, и уже в 1855 году любой желающий мог зайти в фирменный магазин «А. Ралле и Ко» и купить духи, одеколоны, мыло, пудру для лица, помады для волос и губ. Весомым преимуществом товаров была их доступная цена — в сравнении с французскими. Компоненты для них доставлялись из Франции и Италии, а вот состав разрабатывался в России, тут же находилось и производство. Вскоре Ралле стал официальным поставщиком Двора Его Императорского Величества, а затем двора шаха Персидского и князя Черногорского.

«Парфюм де фурор»

Были у фирмы и свои ноу-хау. Альфонс Ралле первым придумал «зимние духи», которые на морозном воздухе приобретали особый аромат — лёгкую хрустальную нотку. Их называли «Парфюм де фурор» («Духи для меха»), и ароматизировать ими меха, перчатки и шляпки из зимнего гардероба было очень модно.
Альфонсо Ралле был главным «носом» своей фабрики — нередко он сам и создавал парфюмерные композиции. Например, именно Ралле придумал духи для морозной погоды «Парфюм де фурор»: пара капель таких духов, нанесенных на кожу или одежду в зимнее время, давали легкую хрустальную нотку. Они быстро стали популярными среди дам из высшего общества, которые сбрызгивали ими перчатки, меховые воротники и шляпы из зимнего гардероба.
Рекламный плакат
Тов-ва А.Ралле и Ко.
1900-е гг., Иван Билибин
В 1856 году у Альфонсо Ралле появилось два компаньона — фабрика превратилась в «Товарищество высшей парфюмерии А. Ралле и Ко». Поскольку один из партнеров был владелец хрустального завода Фридрих Дютфуа, то туалетные воды, одеколоны и духи начали разливать в оригинальные флаконы. Благодаря изысканным бутылочкам, которые изящно смотрелись на дамских туалетных столиках, доходы товарищества возросли. В 1913 году капитал компании составлял два миллиона рублей, а в ее штат входило 1500 рабочих.
В 1920 году технический директор Ралле Эрнест Бо создал серию духов для Коко Шанель, одним из которых был Chanel № 5.
Эрнест Бо
Призы и награды
Начиная с 1855 года, когда Ралле стал официальным поставщиком императорского двора России, компания добилась большого признания. Позднее Ралле стал официальным поставщиком для монарших дворов Персии и Черногории. Компании было даровано право изображения государственного герба Российской империи четыре раза, что весьма необычно.
В 1878 году на Парижской всемирной выставке продукция Ралле была удостоена высоких наград. В 1900 году на Парижской выставке продукция Ралле была удостоена гран-при.
Рекламная открытка конца XIX века с изображением московской фабрики Ралле (вверху) и его цеха по производству мыла (внизу)
В 1857 году здоровье Альфонсо Ралле ухудшилось, и он перестал быть главой компании. Вскоре совет директоров возглавил русский полуфранцуз Эдуард Бо, а 1898 году сюда же пришел работать его сын — Эрнест Бо. Именно он в 1920 году создал формулу легендарных духов «Chanel №5» — уже во французской эмиграции. Он стал известным французским парфюмером, однако его дорога к парфюмерному Олимпу началась в Москве.
В середине XIX века в Москву приехал молодой француз Адольф Сиу — он устроился работать по контракту на одно из парфюмерных производств. В 1855 году Сиу накопил достаточно денег, чтобы открыть свое собственное дело — небольшую кондитерскую. Дела быстро пошли в гору — уже через несколько лет пирожные, печенье, шоколад и торты от «Сиу и Ко» ели в лучших московских кофейнях и кафе. К тому времени контракт Сиу закончился, и появившийся капитал позволил ему открыть дело своей мечты — парфюмерное производство. Духи выпускались под той же «кондитерской» маркой «Сиу и Ко».
В отличие от большинства конкурентов, Сиу сосредоточился на выпуске элитной парфюмерии. При этом его ароматы могла позволить себе девушка даже со скромным достатком — принцип его коммерческой деятельности гласил: «Высокое качество — низкая цена». Более бюджетные духи отличались от элитных не качеством, а стоимостью упаковки: один и тот же аромат был закупорен либо во флакон из чеканного серебра, либо в скромный бутылек из стекла. К тому же он сделал ставку не на сладкие и удушающие ароматы, а на производство легких и холодных композиций. Такие духи выбирали элегантные женщины с тонким вкусом.
Яркий пример коммерчески успешного парфюма, покорившего сердца тысяч дам по всей стране, — духи «Снегурочка». Скромный и звонкий запах был воплощением молодости и чистоты. Но настоящая парфюмерная сенсация произошла, когда торговый дом «Сиу и Ко» выпустил аромат «Свежее сено». Его композиция раскрывалась нотами свежескошенной травы и полевых цветов.
К началу XX века парфюмерное производство «Сиу и Ко» достигло своего расцвета: на тот момент торговый дом производил более 120 разновидностей духов и 40 видов одеколона. Компания также выпускала подарочные наборы, в которые, помимо флакона с духами, входил одеколон, кусочек мыла и пудра. И все они были с одинаковым ароматом. Обороты фабрики (включая кондитерское направление) достигли четырех миллионов рублей в год.
В Москве компания «Сиу и Ко» открыла несколько красивых бутиков, а в Санкт-Петербурге, Киеве, Варшаве и многих других городах работали официальные представительства. Огромные партии парфюмерных товаров «Сиу и Ко» доставлялись даже в Персию и Китай.
В 1898 году компания была приобретена Леоном Шири, владельцем большого парфюмерного дома Grassois, основанного Антуаном Шири ещё в 1768 году.
В течение второй половины XIX века предприятие Ралле продолжало расширяться. Зависимость от иностранных поставщиков была снижена за счёт приобретения плантаций на юге России для выращивания ароматических культур. Было запланировано строительство новой фабрики на Бутырской улице под руководством знаменитого архитектора Оскара-Жана Францевича Дидио. Этот завод, построенный в 1899 году, был оснащён новейшими технологиями, включая паровые машины, электричество, лифт и телефонную связь.
В течение последних 20 лет XIX века компания Ралле получала огромную прибыль от продажи модных одеколонов. В этот период директорами товарищества были М.И. Проскуряков, А.А. Ламерсье и председателем правления Эдуард Эдуардович Бо. Бо ранее работал клерком в торговой компании Мюр и Мерилиз. В 1898 году его младший брат Эрнест Бо присоединился к компании в качестве лаборанта. Техническим директором Ралле был А.А.Лемерсье, талантливый парфюмер, который интересовался всеми современными техниками производства, включая новые продукты ароматической химии. По воспоминаниям Эрнеста Бо в тот период «парфюмерия стоит прежде всего на том, чтобы готовить и смешивать небольшое количество веществ».
В декабре 1896 года компания была реорганизована, а её уставной капитал составил 1 миллион рублей. К 1903 году он вырос до 1,5 млн. рублей, а чистая прибыль составляла 75 000 рублей. К 1913 году капитал достиг 2 000 250 рублей, а выручка оценивалась в 180 022 рублей.
К началу XX века компания Ралле предлагала около 1500 продуктов и имела три розничных магазина в Москве и занималась оптовой торговлей в Санкт-Петербурге, Харькове, Одессе, Ташкенте. Доставка осуществлялась по железной дороге по всей России, а также в Китай, Персию и на Балканы.
Букет Екатерины
В 1912 году Ралле добился большого успеха со своим Le Bouquet de Napoleon, ароматом, выпущенным с большой помпой в ознаменование столетия Бородинской битвы. Аромат был разработан техническим директором Ралле, парфюмером Эрнестом Бо.
В том же году парфюмерная компания Houbigant Parfum представила Quelques Fleurs, созданный Робером Бьенемом. В Quelques Fleurs был впервые использован 2-метил ундеканол, который был синтезирован Жоржем Дарзенсом в 1903 году. Включение этого соединения дало Quelques Fleurs «современное» чувство, которое очаровало многих молодых современников Бьенема, в том числе парфюмеров Chiris: Винсента Рубера, Анри Альмераса и Анри Рубера, а также Эрнста Бо.
В следующем году Ралле представил «Букет Екатерины», названный в честь Екатерины Великой и приуроченный к трёхсотлетию династии Романовых. «Букет Екатерины» разработал Эрнест Бо.
Довоенных экземпляров этого аромата больше не существует, но считается, что Bouquet de Catherine близок или идентична послевоенному аромату Ралле Le No.1[18]. Когда ранний образец Le No. 1 был подвержен химическому анализу в 2007 году, было обнаружено, что в Le No 1 используется альдегидный «коктейль», подобный тому, который был найден в Chanel No. 5, который также был творением Эрнеста Бо. Отсюда выдвигается предположение о том, что Chanel No. 5 был разработан на основе «Букета Екатерины».
Флакон духов Ралле с изображением двуглавого орла Романовых
Парфюмерия Ралле В Российской империи
  1. Нильская Лилия (1880)
  2. Букет незабудок и роз (1887)
  3. Ле Лис де Нил (1889)
  4. Флёр де Неж (1890)
  5. Примавера (1890)
  6. Миньонетт-Резеда (1890)
  7. Дыхание весны (1890)
  8. Роза в России (1890)
  9. Гелиотроп (1890)
  10. Резеда (1890)
  11. Королевский двор (1893)
  12. Снежные капли (1895)
  13. Весовой № 3 (1895)
  14. Махровая сирень (1895)
  15. Алиенор (1900)
  16. Сада Якко (1900)
  17. Орхидея (1910)
  18. Букет Наполеона (1912)
  19. Букет Екатерины (1913) [после войны ― Ралле Le No.1]
Акция Ралле от 1 июня 1926 года
Советский период
В 1917 году предприятие «А. Ралле и К.» было национализировано советским правительством и переименовано в «Мыльная и парфюмерная фабрика № 7». При этом производство было объединено с фабрикой его бывшим главного конкурента, Брокара. Бывшие фабрики Ралле отныне занимались производством исключительно мыла.
Мыльная и парфюмерная фабрика Брокара, созданная французом Анри Брокаром в Москве в 1861 году, после национализации была переименована в «Мыльная и парфюмерная фабрика № 5».
Недовольные этими «числовыми» названиями, новые управленцы обратились с петицией в Совет народных комиссаров о переименовании. В 1922 году бывшее предприятием «Ралле» стало известно как «Свобода», а бывшее предприятие «Брокар» ― как «Новая заря».
«Новая заря» является одним из крупнейших парфюмерным предприятием Российской Федерации.
Made on
Tilda