Парфюмеры Российской Империи

Брокар и Ко.

Фирму «Брокар и Ко», как и многие дореволюционные фабрики духов, основал француз по происхождению — Анри Брокар. Его отец Атанас Брокар специализировался на мыльном производстве. Он еще в молодости запатентовал формулу прозрачного глицеринового и кокосового мыла и искал место, где дело имело бы наибольший успех. Брокар-старший начал во Франции, отправился в США, бывал в Российской империи, где работал главным парфюмерным лаборантом в одной из фирм.
Генрих Брокар
г. Москва
Анри Брокар, выбирая страну для производства, остановился на России. Там знакомый его семьи, купец Константин Гика, открыл парфюмерную лабораторию и торговый дом своего имени и пригласил будущего предпринимателя на работу. В 1861 году Анри Брокар поехал в Москву, где его стали называть на русский манер — Генрих Афанасьевич.
Четыре года Брокар работал для Торгового дома Гика — по разным данным, как инженер-технолог или главный парфюмер. За это время он успел жениться на бельгийке Шарлотте Равэ и разработать формулу концентрированных духов.
Генрих Брокар
г. Москва
Капитал для открытия собственной фабрики в Москве Брокар получил после того, как находясь во Франции осенью 1863 года продал известной французской фирме «Рур Бертран» своё открытие (новый способ изготовления концентрированных духов) за 25 тыс. франков. Его первая фабрика была устроена на территории бывшей конюшни домовладелицы Фаворской в Тёплом переулке в Москве. Открытие состоялось 15 мая 1864 года. Изначально на предприятии работало всего три человека (сам Генрих Брокар, его ученик Алексей Иванович Бурдаков и рабочий Герасим). Фабрика вырабатывала всего 60—120 кусков мыла в день. Первым продуктом, которые стала выпускать фабрика, стало «Детское мыло» (на каждом куске был оттиск буквы русского алфавита). Желающие могли составить всю азбуку. А так как мыло было недорогое, обитатели русской глубинки смогли позволить себе покупку брокаровского средства личной гигиены. Супруга Брокара Шарлотта стала одним из главных помощников и советников предпринимателя. Она давала названия новым товарам, придумывала их упаковки и вместе с мужем разрабатывала рекламу.
Генрих Брокар
г. Москва
Первым продуктом новой компании стало мыло «Детское». Предприниматель придумал выпускать ароматные бруски с оттисками в виде букв кириллического алфавита. Во многом благодаря этому продукт обрел популярность. Есть свидетельства, что некоторые родители из среднего и низшего класса, чтобы научить детей читать, скупали все буквы. Сделать это было несложно: мыло Брокара стоило в три раза меньше, чем продукция других марок.
Предприниматель в тот период почти не получал прибыли, но придерживался выбранной незанятой ниши на рынке. В середине XIX века богатые люди заказывали банные принадлежности и духи из Европы или покупали привезенное. Для обычных горожан такая покупка была дорогой, но для людей со средним и низким достатком никто не производил подобные товары. Мысль обеспечивать эту категорию и сделать ее постоянным покупателем подала Генриху Брокару жена Шарлотта.
Генрих Брокар
г. Москва
Продукция фирмы Брокара пользовалась огромной популярностью. В самом начале планировалось наладить выпуск продукции, которая пользовалась бы спросом и у беднейших слоев населения. Так появилось мыло «Шаромъ» диаметром чуть более 4 см и стоимостью в 5 копеек. Затем Брокар изобрел мыло «Народное», цена которому была всего 1 копейка за кусок. Также появились новые виды мыла: «Глицериновое», «Мятное мыло», «Русское мыло», «Кокосовое мыло» и т. д. Его дешёвое мыло «Огурец», которое не отличалось по внешнему виду от настоящего овоща, не сходило с прилавков российских магазинов почти четверть века и раскупалось даже как игрушка. В работе с клиентами мужу активно помогает жена Шарлотта. С 1865 года Брокар начал участвовать в российских выставках.
Одеколон «Цветочный»
Мыльница
Коробка "Жирная пудра"
Желая расширить производство, Брокар переводит свою фабрику на Зубовский бульвар, а в 1866 году переезжает в дом Соколова на Пресне. В 1868 закупается паровая машина. Осенью 1869 года его фирма перемещается в купленную им усадьбу за Серпуховскими воротами на углу Арсеньевского переулка и Мытной улицы. Брокар расширяет производство и строит новые цеха. А в 1871 году он основывает на паях с купцом Василием Германом «Торговый дом Брокар и Ко».
Зубной порошок
Рисовая пудра
Духи "Красная Москва"
После того как продукция предприятия удостоилась двух наград на российских выставках и Почётного диплома в Филадельфии, его фирма «Брокар и Ко» (ныне «Новая заря») удостоилась звания поставщика великой княгини Марии Александровны, герцогини Эдинбургской с правом «употреблять на вывеске вензелевое изображение Имени Её Императорского высочества». В Москве открыто два магазина фирмы: первый в 1872 году (Никольская улица, Дом Бостанжогло), второй в 1878 году (Биржевая площадь, дом Троицкого подворья).
В конце 70-х годов Брокар начал выпуск дешевых парфюмерных наборов, в которые входили мыло, помада, одеколон, духи, саше. Первые 2000 наборов были раскуплены за шесть часов. Когда началась продажа собралось столько желающих, что началась давка и во избежание беспорядков пришлось вызвать полицию.
Духи "Красная Москва"
Одеколон сосновый
Одеколон цветочный
На Всемирной выставке в Париже в 1878 году продукция компании удостоилась Бронзовой медали. В 1882 году товарищество «Брокар и Ко» удостоилась высшей, Золотой медали на Промышленно-художественной выставке в Москве, где был представлен изобретённый Брокаром «Цветочный одеколон». Тогда, желая поразить воображение публики, он устроил фонтан из своего нового цветочного одеколона и каждый желающий имел возможность подушиться.
В 1893 году «Торговый дом Брокар и Ко» переименовывается в «Товарищество Брокар и Ко». Это означало, что единоличными хозяевами фабрики и магазинов теперь становится семейство Брокаров.
Туалетный уксус
Коробка для мыла
Коробка для зубного порошка
Реклама
Успеху продукции фирмы «Брокар и Ко» способствовало то, что стоимость мыла была очень низкой, и покупать его могли широкие слои населения. Кроме того, компания Брокара стала известна своими нестандартными по тем временам рекламными шагами.
Например, по инициативе Шарлотты в упаковки с мылом были вложены небольшие листы со схемами вышивок для столового белья. Успех этих схем был так высок, что до сего дня мастерицы вышивания с удовольствием коллекционируют их. Также была выпущена нарядная коробка с парфюмерным набором (всего 10 предметов), которая стоила всего 1 рубль. На выставке в Москве Брокар для рекламы своего изобретения установил фонтан «Цветочного одеколона», попробовать который мог любой желающий.
Чтобы убедить обеспеченного покупателя, что российские духи могут быть не хуже французских, Брокар также прибегал в разным маркетинговым ходам — например, как-то Брокар разлил французские духи известной фирмы «Любэн» во флаконы фирмы «Брокар».
Чтобы обезопасить свою продукцию от подделок, на фирме Брокара стали использовать особую торговую марку, которую наклеивали на все товары.
Оборот фирмы к 1900 году составил 2,5 млн рублей.
Проходная фабрики Брокар и Ко.
г. Москва. 1893 г.
Фабрика Брокар и К°.
Центральная лаборатория.
г. Москва. 1893 г.
Парфюмерный магазин Брокар и Ко.
г. Москва, ул. Ильинка.
1893 г.
Товарищество Брокар и К°
Магазин в Верхних торговых рядах
1914-1915 Россия, Москва,
Государственный универсальный магазин (ГУМ)
Товарищество Брокар и К°.
Магазин на Кузнецком мосту,
пассаж Солодовникова.
1914-1915 г. Москва
Товарищество Брокар и К°.
Магазин на Тверской улице.
1914-1915 г. Москва
Товарищество Брокар и К°.
Магазин в Верхних торговых рядах.
1914-1915 г. Москва
Товарищество Брокар и К°.
Правление и оптовый отдел.
1914-1915 г. Москва
Вид главного здания фабрики Брокар и Ко.
г. Москва. 1914-1915
Фабрика Брокар и К°.
Кабинет Дирекции.
г. Москва. 1914-1915
(предположительно окна кабинета выходят на нынешнюю ул. Павла Андреева или ул. Мытную)
Фабрика Брокар и К°.
Мыловаренный завод
г. Москва. 1914-1915
Фабрика Брокар и К°.
Мыловаренный завод.
Сушильня для мыла.
г. Москва. 1914-1915
Фабрика Брокар и К°.
Мыловаренный завод.
Обёрточное мыльное отделение.
г. Москва. 1914-1915
Фабрика Брокар и К°.
Мыловаренный завод.
Отделочная мыла.
г. Москва. 1914-1915
Фабрика Брокар и К°.
Мыловаренный завод.
Погрузка товара.
г. Москва. 1914-1915
Фабрика Брокар и К°.
Молебствие во дворе фабрики.
В память 25-летия фабрики.
г. Москва. 1889 г.

Интересные факты

В 1873 году княгиня Мария Александровна приехала с визитом в Москву из Великобритании. Узнав об этом, Брокар передал монаршей особе букет цветов, в который вложил флаконы с духами собственного производства, ещё не поступившими в продажу. Ароматы так понравились герцогине, что она назначила компанию Брокара придворным поставщиком парфюма
Август Ипполитович Мишель
г. Москва. 1930 г.
Август Мишель, по мнению многих экспертов в области парфюмерии, является создателем духов «Любимый букет императрицы», произведенных парфюмерным товариществом «Брокар и К°» в 1913 году в честь в честь 300-летию Дома Романовых. А также духов «Красная Москва», фабрики «Новая заря», на которой в первые годы её существования Август Мишель работал парфюмером. Духи «Красная Москва» являлись репликой духов «Любимый букет императрицы». Немного модифицировав формулу духов, созданных на фабрике Брокара, Август Мишель в 1924 году представил новую версию руководству советской фабрики и предложил новое название «Красная Москва».
Знаменитые советские духи «Манон», по сведениям из книги Марины Колевой «Советский стиль. Парфюмерия и косметика», были созданы Августом Мишелем в 1932 году, уже после «Красной Москвы».
Изобретения. Коллекционирование.
Генрих Брокар известен также как изобретатель: открыл новый способ изготовления концентрированных духов, изучал воздействие духов на человеческие эмоции, придумал несколько новых ароматов, первым в России начал производство цветочного одеколона. Духи «Персидская сирень», изобретённые Генрихом Брокаром, пользовались огромным успехом и популярностью. За них фирма Брокара удостоилась «Большой золотой медали» на Всемирной выставке в Париже 1889 года.
Был известен как коллекционер: с 1872 года собирал художественные изделия из бронзы, фарфор и керамику, ежегодно выставляя свои коллекции и тратя все доходы от этих выставок на благотворительность. Кроме того, собрал большую коллекцию картин фламандских художников.

Интересные факты

На 1-й Всероссийской художественно-промышленной выставке 1882 года в Москве Брокар создал фонтан из нового одеколона «Цветочный», который работал 131 день — столько длилась выставка.
Награды фирмы Генриха Брокара
1865 г. Выставка русских производств в Москве — «Серебряная медаль»
1870 г. Выставка в Москве- «Большая серебряная медаль»
1878 г. Всемирная выставка в Париже — «Бронзовая медаль»
1882 г. Промышленно - Художественная выставка в Москве — «Золотая медаль»
1883 г. Торгово-Промышленная выставка в Риге — «Серебряная медаль»
1883 г. Всемирная выставка в Ницце — «Золотая медаль»
1884 г. Всероссийская выставка в Одессе — «Большая серебряная медаль»
1884 г. Всемирная выставка в Бостоне — «высшая награда»
1885 г. Всемирная выставка в Антверпене — «Золотая медаль»
1885 г. Серебряная медаль от Парижской Национальной Академии
1885 г. Международная выставка в Париже — «Золотая медаль»
1887 г. Всероссийская Горная выставка в Екатеринбурге — «Серебряная медаль»
1889 г. Всемирная выставка в Париже — «Большая золотая медаль»
1890 г. Международная выставка в Мадриде — «Золотая медаль»
1890 г. Казанская выставка — «Высшая награда (почётный диплом и звезда)»
1896 г. Всероссийская выставка в Нижнем Новгороде — «Высшая награда (Государственный герб)»
1900 г. Всемирная выставка в Париже — «Высшая награда»
«Товарищество» после смерти Генриха Брокара
После смерти Генриха Брокара дело продолжили его жена, сыновья и дочь. В 1913 году «Товарищество Брокар и Ко» удостоилась звания поставщика Двора Его Императорского Величества. К празднованию трёхсотлетия дома Романовых Брокары выпустили аромат «Любимый букет Императрицы», занявший первые места на самых крупных выставках за рубежом.
В 1914 году фирма Брокара отмечала пятидесятилетний юбилей, а три года спустя, в 1917, после национализации она получила новое название — «Замоскворецкий парфюмерно-мыловарный комбинат № 5». Фабрика носила это название до 1922 года, пока главный парфюмер Брокара не предложил назвать её «Новая заря». Духи «Букет Императрицы» получили новое название «Красная Москва», под которым они выпускаются и сейчас.
Made on
Tilda