Ретрофутуризм

Ретрофутуризм

Ретрофутуризм (прилагательные: ретрофутуристический или ретрофутурный) — это направление в творческих искусствах, демонстрирующее влияние представлений о будущем, созданных в прошлые эпохи. Если футуризм часто называют "наукой", стремящейся предугадать грядущее, то ретрофутуризм — это воспоминание о таких предвосхищениях.


Для него характерно смешение старомодных "ретро-стилей" с футуристическими технологиями, исследующее противоречия между прошлым и будущим, а также двойственное влияние технологий — отчуждающее и расширяющее возможности.


Проявляясь преимущественно в художественных произведениях и модифицированных технологиях, воплощающих воображаемые артефакты параллельной реальности, ретрофутуризм может рассматриваться как "оживляющий взгляд на мир".


Ключевые особенности:

Синтез ностальгической эстетики и футуристических концепций

Исследование культурных представлений о прогрессе

Создание альтернативных версий технологического развития

Критический и ностальгический взгляд на утопические прогнозы прошлого


Это направление остается актуальным как способ осмысления технологических изменений через призму культурной памяти.


Ретрофутуризм (англ. retrofuturism, retrofuturistic, retrofuture) — жанр фантастики, описывающий мир будущего, базирующегося на технологиях (а также моде, стилистике и т. д.) прошлого или настоящего, которые в реальном мире, как правило, вышли или выйдут из употребления. Иначе говоря, представления о будущем из прошлого.


К концу XX века ретрофутуризм разросся из популярной культуры, очаровывая связью будущего с прошлым, а также истории, постмодернизма с прогрессом. Если футуризм описывает представления о том, что будет, то ретрофутуризм отражает воспоминания об этих версиях. Ретрофутуризм отражает потерю веры в прогресс, неудовольствие настоящим и потому выражает ностальгическое желание, эстетический взгляд назад, представляет современность в таком аспекте, который, по понятным причинам, не имеет места.

Ретрофутуристическое изображение летающего локомотива, выполненное в стилистике дизельпанка начала 1940-х годов, визуально вдохновлённое поездом Nebraska Zephyr.

Этот образ сочетает:
Узнаваемые черты легендарного дизельного экспресса 1930-40-х годов;
Футуристическую модификацию в виде аэродинамических крыльев;
Характерную для дизельпанка эстетику ар-деко и "машинного века";
Альтернативно-исторический технологический уклад.

Работа создаёт ностальгический образ "будущего, каким его видели в 1940-е" - эпоху, когда дизельные поезда символизировали технический прогресс, а авиация только начинала развиваться.
Этимология

Слово "ретрофутуризм" образовано путем добавления префикса "ретро" из латинского языка, который придает значение "назад" к слову "будущее", также происходящему из латыни.


Согласно Оксфордскому словарю английского языка, раннее использование термина появляется в рекламе Bloomingdales в выпуске The New York Times за 1983 год. В рекламе говорится о ювелирных изделиях, которые имеют "серебренную сталь и гладкий серый цвет, соединенные для ретро-футуристического вида". В примере, более связанном с ретрофутуризмом как исследованием прошлых видений будущего, термин появляется в форме "ретро-футурист" в обзоре фильма "Бразилия" в журнале The New Yorker за 1984 год. Критик Полин Кейл пишет: "Терри Гиллиам представляет ретро-футуристическую фантазию."


Согласно журналу «Retrofuturism», который выходил с 1988 по 1993 годы, впервые слово «ретрофутуризм» произнёс в 1983 году журнальный редактор Ллойд Данн (Lloyd Dunn). Термин связан с более широким понятием «ретро», берущим начало в начале 1970-х годов и отражающим полуностальгическое полуироничное воззрение на прошлое.

Реально существовавший летающий авианосец USS Akron (ZRS-4).
А́крон (Э́крон) (ZRS-4) (англ. USS Akron (ZRS-4)) — жёсткий дирижабль-авианосец Военно-морских сил США первой трети 1930-х годов, один из крупнейших дирижаблей в мире (по объёму уступал цеппелину «Гинденбург» приблизительно на 3 %). Разрабатывался для ведения дальней морской разведки. Номинально мог нести до 5 небольших самолётов, служивших для выполнения разведывательных полётов и защиты дирижабля (фактически брал на борт не более 3 самолётов). В 1933 году потерпел крушение в Атлантическом океане, в результате которого погибли 73 из находившихся на борту 76 человек. По числу жертв эта катастрофа стала самым тяжёлым происшествием за всю историю воздухоплавания. «Акрон» и однотипный дирижабль «Ме́йкон» (англ. USS Macon (ZRS-5)) являлись самыми большими в мире наполненными гелием дирижаблями.
"Предложенный высокоскоростной океанский экспресс («Путешествие по океану в 2000 году»), как в 2000 году, 1931 (Гамбург – Нью-Йорк за 40 часов)"
Пояснение:
"Ozeanreise im Jahre 2.000" переводится как "Путешествие по океану в 2000 году" (это, видимо, название концепции или проекта).
В скобках указана скорость маршрута: Гамбург – Нью-Йорк за 40 часов, что для 1931 года было футуристической идеей.
Футуристический проект 1898 года: отель на рельсах ("Путешествующий отель") в представлении людей о далёком 2000 годе.

Футуристический образ 1902 года: летающий парусник — "Белый крейсер облаков".
Историография

Ретрофутуризм основывается на идеях футуризма, но последний термин функционирует по-разному в различных контекстах. В авангардных художественных, литературных и дизайнерских кругах футуризм является давним и хорошо установленным термином. Но в его более популярной форме футуризм (иногда называемый футурологией) представляет собой "ранний оптимизм, сосредоточенный на прошлом и укорененный в XIX веке, 'золотой век' начала XX века, который продолжался долго вплоть до 60-х годов космической эры XX века".


Ретрофутуризм прежде всего основан на современных, но меняющихся представлениях о "будущем". Как отмечает Гаффей, ретрофутуризм является "сравнительно новым неологизмом", но он "основывается на лихорадочных видениях космических колоний с летающими автомобилями, роботизированными слугами и межзвездными путешествиями, показанных там; где футуристы принимали их обещания как должное, ретро-футуризм возник как более скептическая реакция на эти мечты." Он принял свою нынешнюю форму в 1970-х годах, когда технологии быстро менялись. От появления персональных компьютеров до рождения первого ребенка из пробирки, этот период характеризовался интенсивным и быстрым технологическим изменением. Однако многие в широкой публике начали сомневаться в том, сможет ли прикладная наука выполнить свои прежние обещания — что жизнь неизбежно улучшится благодаря технологическому прогрессу. После войны во Вьетнаме, экологической деградации и энергетического кризиса многие комментаторы начали подвергать сомнению преимущества прикладной науки. Но они также задавались вопросом, иногда в благоговении, иногда в замешательстве, о научном позитивизме, выказываемом предыдущими поколениями. Ретрофутуризм "проник в академическую и популярную культуру в 1960-х и 1970-х годах", влияя как на "Звездные войны" Джорджа Лукаса, так и на картины поп-артиста Кенни Шарфа. Исследуя оптимистичный футуризм начала XX века, историки Джо Корн и Брайан Хорриган напоминают нам, что ретрофутуризм является "историей идеи или системы идей — идеологии. Будущее, конечно же, не существует, кроме как в акте веры или воображения."

Тематический плакат от Dr. Steel.
Построенное в 1961 году здание Theme Building в международном аэропорту Лос-Анджелеса выглядит как космический корабль, совершивший посадку.
В Шанхае можно найти пример архитектуры в ретрофутуристическом стиле.
Арена Mercedes-Benz в Шанхае (Китай) была построена в 2007 году.
Арка «Бисва Бангла» в Калькутте (Индия) была возведена в 2018 году.
Характеристики

Ретрофутуризм включает два перекрывающихся тренда, которые можно резюмировать как будущее, видимое из прошлого, и прошлое, видимое из будущего.


Первый тренд, собственно ретрофутуризм, прямо вдохновлен воображаемым будущим, которое существовало в умах писателей, художников и кинематографистов до 1960 года, которые пытались предсказать будущее либо в серьезных прогнозах существующих технологий (например, в журналах типа Science and Invention), либо в научно-фантастических романах и рассказах. Такие футуристические видения обновляются и актуализируются для настоящего времени и предлагают ностальгическое, контрфактическое изображение того, каким могло бы быть будущее, но не стало.


Второй тренд является обратным первому: футуристический ретро. Он начинается с ретро привлекательности старых стилей искусства, одежды, норм и затем прививает современные или футуристические технологии на них, создавая смесь элементов прошлого, настоящего и будущего. Стимпанк, термин, применяемый как к проектированию футуристической технологии в альтернативную викторианскую эпоху, так и к применению неовикторианских стилей к современным технологиям, является высоко успешной версией этого второго тренда. В фильме «Космическая станция 76» (2014) человечество достигло звезд, но одежда, технологии, мебель и, прежде всего, социальные табу специально сильно напоминают середину 1970-х годов.


На практике два этих тренда нельзя четко различить, поскольку они взаимно способствуют схожим видениям. Ретрофутуризм первого типа неизбежно влияет современным научным, технологическим и социальным пониманием, и современные ретрофутуристические произведения никогда не являются простыми копиями своих вдохновений до 1960 года; скорее, им придается новый (часто ироничный или саркастический) поворот, видимый с современной точки зрения.


Таким же образом, футуристический ретро многое должен своему вкусу ранней научной фантастике (например, работам Жюля Верна и Герберта Уэллса), и в стремлении к стилистической достоверности может продолжать черпать из писателей и художников желаемого периода.


Оба тренда ретрофутуризма сами по себе не относятся к конкретному времени. Когда временной период указан для истории, это может быть контрфактическое настоящее с уникальной технологией; фантастическая версия будущего; или альтернативное прошлое, в котором воображаемые (фиктивные или предполагаемые) изобретения прошлого действительно были реальными.


Значимость ретрофутуризма, в последние годы стала предметом значительного обсуждения. Некоторые, как немецкий архитектурный критик Никлас Мак, считают ретрофутуризм "ничем иным, как эстетической обратной связью, вызывающей воспоминания о потерянной вере в прогресс, старые образы того, что когда-то было радикально новым". Брюс МакКолл называет ретрофутуризм "ложной ностальгией" — ностальгией по будущему, которого никогда не было.

Темы

Хотя ретрофутуризм, из-за различных временных периодов и футуристических видений, к которым он отсылает, не предоставляет единой тематической цели или опыта, общей нитью является недовольство или дискомфорт с настоящим, на фоне которого ретрофутуризм предлагает ностальгический контраст.


Аналогичная тема — недовольство современным миром как таковым. Мир высокоскоростных воздушных перевозок, компьютеров и космических станций (по любым прошлым стандартам) "футуристичен"; однако поиск альтернативных, возможно, более многообещающих будущих указывает на чувство того, что желаемое или ожидаемое будущее не материализовалось. Ретрофутуризм предлагает альтернативный путь, и помимо чистой ностальгии, может служить напоминанием о более старых, но теперь забытых идеалах. Это недовольство также проявляется в виде политического комментария в ретрофутуристической литературе, где визионерская ностальгия парадоксальным образом связана с утопическим будущим, смоделированным по образцу консервативных ценностей, как это видно на примере использования Fox News эстетики BioShock в эфире 2014 года.


Ретрофутуризм также подразумевает переоценку технологии. В отличие от полного отторжения постсредневековой технологии, характерного для большинства жанров фэнтези, или принятия любой и всякой возможной технологии, встречающейся в некоторых научно-фантастических произведениях, ретрофутуризм призывает к технологии человеческого масштаба, в основном понятной, доступной для модификации и менее непрозрачной, чем современная "черная коробка" технологий.


Ретрофутуризм имеет две основные точки зрения, из которых он исходит: либо оптимистическую, либо пессимистическую. Ретрофутуризм, вытекающий из оптимистической точки зрения, склонен представлять воображаемое футуристическое общество, возникающее в результате технологического прогресса с целью исследований ради науки. Ретрофутуризм не является универсально оптимистичным, и когда его точки отсчета затрагивают мрачные периоды, такие как Вторая мировая война или паранойя холодной войны, он сам может стать мрачным и дистопическим. Этот пессимистический ретрофутуризм часто представляет собой технологический прогресс либо как гибель человечества, либо как последнюю надежду для человечества. В таких случаях альтернативная реальность вызывает страх, а не надежду, хотя она всё ещё может сочетаться с ностальгией по миру с большей моральной и механической прозрачностью. Было высказано мнение, что ретрофутуризм, находя надежду в разочаровании и дистопии и используя эту надежду для движения к более светлому будущему, может быть оптимистичным. Аналогично, видения утопий, изображенные в ретрофутуристических произведениях, могут вернуть эту надежду аудитории, которая её потеряла.

Жанры

Жанры ретрофутуризма включают киберпанк, стимпанк, дизельпанк, атомпанк и Рейгун Готик, каждый из которых относится к технологии из определенного периода времени.


Первым из них, получившим название и признание как отдельный жанр, был киберпанк, зародившийся в начале-середине 1980-х годов в литературе благодаря работам Брюса Бетке, Уильяма Гибсона, Брюса Стерлинга и Пэт Кэдиган. Его действие почти всегда происходит в антиутопическом будущем с сильным акцентом либо на преступников, взламывающих машины футуристического мира (часто компьютеры и компьютерные сети), либо даже на постапокалиптические условия. Постапокалиптический вариант обычно связан с ретрофутуризмом, где персонажи полагаются на смесь старых и новых технологий. Кроме того, синтвейв и вейпвейв — это ностальгические, юмористические и часто ретрофутуристические возрождения раннего эстетического облика киберпанка.


Термин "стимпанк" был одним из первых поджанров, признанных в конце 1980-х годов. Он представляет собой более оптимистичный и светлый взгляд по сравнению с киберпанком. Стимпанк, как правило, разворачивается в альтернативной истории, тесно напоминающей нашу собственную, начиная с конца XVIII века, особенно с эпохи Регентства и до примерно 1914 года. Однако он расходится с историей тем, что предполагает XX-вековые или даже футуристические технологии, работающие на пару.


Одной из повторяющихся тем этого жанра является увлечение электричеством как таинственной силой, часто рассматриваемой как утопический источник энергии будущего. Иногда оно изображается как имеющее мистические целебные свойства, подобно тому, как ядерная энергия воспринималась в середине XX века. Стимпанк имеет сходства с оригинальными научными романами и утопическими романами авторов, таких как Герберт Уэллс и Жюль Верн.


Современная форма литературы стимпанка берет свое начало от таких произведений, как "Титус Одинокий" Мервина Пика (1959), "Бомба королевы Виктории" Рональда У. Кларка (1967), серия "Кочевник потока времени" Майкла Муркока (1971–1981), "Ночь морлоков" К. У. Джетера (1979) и "Разностная машина" Уильяма Гибсона и Брюса Стерлинга (1990). В кинематографе ранними примерами являются "Машина времени" (1960) и "Замок в небе" (1986).


Ранний пример стимпанка в комиксах можно найти во франко-бельгийской серии графических романов "Les Cités obscures", созданной Франсуа Шютеном и Бенуа Питерсом в начале 1980-х годов. Иногда стимпанк размывает границы с жанром Weird West.


Наиболее недавно названным и признанным ретрофутуристическим жанром является дизельпанк, также известный как декаданс (термин "дизельпанк" часто связан с более пульповой формой, а "декаданс," названный в честь современного художественного движения Ар Деко, с более изощренной формой), действие которого разворачивается в альтернативных версиях эпохи, расположенной приблизительно в период с 1920-х по 1950-е годы. Ранние примеры включают концептуальные альбомы 1970-х годов, их дизайн и маркетинговые материалы немецкой группы Kraftwerk (см. ниже), комикс-персонажа Rocketeer (впервые появившегося в своей серии в 1982 году), серию видеоигр Fallout и фильмы, такие как "Бразилия" (1985), "Бэтмен" (1989), "Ракетчик" (1991), "Бэтмен возвращается" (1992), "Хадсакерский замысел" (1994), "Город потерянных детей" (1995) и "Темный город" (1998). Особенно нижний уровень жанра сильно имитирует пульповую литературу того времени (например, фильм 2004 года "Скай Капитан и мир будущего"), и фильмы жанра часто ссылаются на кинематографические стили нуара и немецкого экспрессионизма. Иногда жанр пересекается с альтернативной историей Второй мировой войны, например, с победой стран Оси.

Дизайн и искусство

Хотя ретрофутуризм слабо связан с футуризмом начала XX века, он черпает вдохновение из более широкого круга источников. Безусловно, ретрофутуристическое искусство и литература часто заимствуют элементы из фабрик, зданий, городов и транспортных систем эпохи машинной индустрии. Однако можно сказать, что видение футуристического XX века нашло свое завершение в развитии архитектуры стиля Гуги (Googie) или дизайна Популакс (Populuxe). Применительно к художественной литературе этот стиль ретрофутуристической визуальности начал формироваться в рассказе Уильяма Гибсона "Континуум Гернсбека". Здесь и в других случаях его называют Рейгун Готик — универсальный термин для обозначения визуального стиля, который объединяет различные особенности архитектурных направлений Гуги, Стримлайн Модерн и Ар-деко, применяемых в среде ретрофутуристической научной фантастики.


Несмотря на то, что Рейгун Готик наиболее близок к стилям Гуги или Популакс и иногда является их синонимом, этот термин в основном применяется к образам научной фантастики. Этот стиль остается популярным выбором для ретро научной фантастики в фильмах и видеоиграх. Основными влияниями на Рейгун Готик являются декорации, созданные Кеннетом Стрикфаденом и Фрицем Лангом. Термин был придуман Уильямом Гибсоном в его рассказе "Континуум Гернсбека": "Коэн представил нас и объяснил, что Диалта [известный историк поп-арта] была главным двигателем последнего проекта Баррис-Уотфорда, иллюстрированной истории того, что она называла 'Американский Стримлайн Модерн'. Коэн назвал это 'рейгун готикой'. Их рабочее название было "Аirstream Futuropolis: Завтра, которого никогда не было."


Элементы этой формы ретрофутуризма также могут быть связаны с нео-конструктивистским возрождением конца 1970-х и начала 1980-х годов, которое появилось в кругах искусства и дизайна. Дизайнеры, такие как Дэвид Кинг в Великобритании и Пола Шер в США, имитировали холодный, футуристический вид русского авангарда в послереволюционные годы.


С помощью трех своих альбомов 1970-х годов немецкая группа Kraftwerk воплотила более широкое ретрофутуристическое видение, сочетая свою новаторскую электронную музыку будущего с ностальгическими визуальными образами. Ретро-футуризм в их визуальной манере 1970-х годов был описан немецким литературным критиком Уве Шютте, преподавателем Астонского университета в Бирмингеме, как "ясный ретро-стиль", а в трехчасовом документальном фильме 2008 года "Kraftwerk и Электронная Революция" ирландско-британский музыковед Марк Дж. Прендергаст ссылается на особую "ностальгию по будущему" группы Kraftwerk, явно отсылая к "межвоенной [прогрессивной] Германии, которая никогда не существовала, но могла бы существовать, и теперь [благодаря их влиянию как группы] возможно снова может произойти". Историк дизайна Элизабет Гаффи писала, что если машинные образы Kraftwerk были взяты из русских дизайнерских мотивов, которые когда-то считались футуристическими, они также представили "убедительное, хотя и несколько пугающее видение мира, в котором музыкальный экстаз представлен холодным, механическим и точным." Три ретрофутуристических альбома Kraftwerk:


Альбом Kraftwerk "Radio-Activity" 1975 года демонстрировал радио 1930-х годов на обложке, его вкладыш (который для переиздания на CD был значительно расширен до буклета, проиллюстрированного в том же ностальгическом стиле) показывал группу, сфотографированную в черно-белом цвете с устаревшими костюмами и прическами, а музыка в своей инструментации и двусмысленных текстах (помимо другой очевидной темы ядерного распада и ядерной энергии, намекаемой в игре слов в заглавии альбома) была данью "Радио Звездам", то есть пионерам электронной музыки первой половины XX века, таким как Гульельмо Маркони, Лев Термен, Пьер Шеффер и Карлхайнц Штокхаузен (из-за которых группа называла себя лишь "вторым поколением" электронной музыки).

Европейская версия альбома группы 1977 года "Trans-Europe Express" содержала подобное черно-белое фото участников группы в стиле 1930-х годов на обложке (американская версия даже имела обложку с фотографией в стиле старинных цветных фотографий эпохи Голливуда), стиль оформления обложки и дизайн рекламных материалов, связанных с альбомом, были вдохновлены Баухаусом, Ар-деко и Стримлайн Модерн, пластинка поставлялась с большим, ручной раскраски черно-белым плакатом участников группы в костюмах начала 1930-х годов (где участник группы Карл Бартос позже сказал в "Kraftwerk и Электронная Революция", что их целью было визуально напоминать "электрифицированный струнный оркестр межвоенного периода", и что фон должен был представлять собой изображение Швейцарии, где группа делала остановку между двумя этапами своего европейского тура на одноименном Trans-Europe Express), тексты песен отсылали к "элегантности и декадентству" городской Европы межвоенного периода, а в промо-клипе, созданном для заглавной песни альбома (снятом специально в черно-белом цвете) и других рекламных материалах, одноименный Trans-Europe Express был представлен Schienenzeppelin, первоначально использованным Deutsche Reichsbahn в 1931 году (кадры большого оригинала использовались в съемках на открытом воздухе, а миниатюрная модель использовалась для сцен, где TEE двигался через футуристический городской пейзаж, сильно напоминающий фильм Фрица Ланга 1927 года "Метрополис").

Обложка и дизайн конверта альбома 1978 года "The Man-Machine" демонстрирует явное стилистическое признание конструктивизма художников 1920-х годов, таких как Эль Лисицкий, Александр Родченко и Ласло Мохой-Надь (из-за чего участники группы также называли его "российским альбомом"), и одна из песен снова отсылает к фильму "Метрополис". Начиная с этого альбома, Kraftwerk также начали использовать своих "манекенов" или роботов-двойников на сцене и в рекламных материалах и увеличили использование слегка театрального макияжа на участниках группы, который также напоминал экспрессионистский макияж 1920-х годов, который уже ранее частично появлялся в рекламных материалах для их альбома 1977 года "Trans-Europe Express".

Начиная с альбома 1981 года "Computer World", Kraftwerk в значительной степени отказались от своих ретро-концепций и выглядят в основном только футуристически. Единственные отсылки к их раннему ретро-стилю сегодня появляются в виде фрагментов из их промо-клипов 1970-х годов, которые проецируются между более современными сегментами во время их концертных выступлений этих старых песен.

Мода

Ретрофутуристическая одежда представляет собой особое воображаемое видение одежды, которая могла бы носиться в далеком будущем, типично встречающееся в научной фантастике и фильмах жанра с 1940-х годов, но также в журналистике и другой популярной культуре. Представляемые предметы гардероба чаще всего либо комбинезоны, либо облегающая одежда, либо то и другое вместе, обычно выглядящие как комбинезоны или леотарды, часто носимые вместе с пластиковыми сапогами. Во многих случаях предполагается, что одежда будущего будет высокоунифицированной.


Клише футуристической одежды стало теперь частью идеи ретрофутуризма. Футуристическая мода играет на этих теперь избитых стереотипах и перерабатывает их как элементы для создания реальных модных тенденций.


"Мы действительно наблюдали появление этого образа на подиумах уже в 1995 году, хотя он не был широко популярен или приемлем как уличная одежда даже до 2008 года," сказала Брук Келли, редактор моды и писательница журнала Glamour. "За последние 20 лет мода пересматривала прошлое десятилетие за десятилетием, и то, что мы видим сейчас, — это комбинация разных эпох в один полный образ. Мода будущего — это стиль, превосходящий все, на что мы пока осмелились надеть, и она станет раем для тех, кто задает тренды."

Архитектура

Ворота Бисва Банглы в Калькутте, Индия, завершены в 2018 году.

Ретрофутуризм появился в некоторых примерах постмодернистской архитектуры. Для критиков, таких как Никлас Мак, этот термин предполагает, что "будущий стиль" является "простой цитатой своей собственной иконографической традиции", и ретрофутуризм — это не более чем "эстетическая обратная связь". В примере справа верхняя часть здания не предназначена быть интегрированной со зданием, а скорее должна выглядеть как отдельный объект — огромный летающий дископодобный космический корабль, случайно прикрепленный к обычному зданию. Это, кажется, намерено не вызывать даже отдаленно возможного будущего, а скорее прошлую фантазию о том будущем или повторное принятие футуристического видения архитектуры Гуги.


Когда-то футуристическое здание тематического терминала международного аэропорта Лос-Анджелеса было построено в 1961 году как выражение новой эры реактивных и космических путешествий, включая то, что позже стало известно как элементы дизайна Гуги и Популакс. Планы расширения LAX, представленные в 2008 году, содержали ретрофутуристические темы летающих тарелок/космических кораблей в предложениях для новых терминалов и галерей.

Музыка

Современный электро стиль, вдохновленный Детройтскими артистами начала 80-х (таких как Drexciya, Aux 88, Cybotron). Этот стиль сочетает старое аналоговое оборудование (Roland Tr-808 и синтезаторы) и методы семплирования из 80-х с современным подходом к электронной музыке. Звукозаписывающие лейблы, участвующие в этом направлении, включают AMZS Recording, Gosu, Osman, Traffic Records и многие другие.

Музыкальное видео канадской группы Alvvays «Dreams Tonite», включающее архивные кадры Экспо 67 в Монреале, было описано группой как «фетишизация ретрофутуризма».

Английская группа Electric Light Orchestra выпустила свой концептуальный альбом Time в 1981 году. Этот альбом рассказывает историю человека, который просыпается в 2095 году и как он реагирует на эти внезапные изменения, а также его стремление вернуться в 1981 год. Есть много описаний жизни и технологий в 2095 году.

Кино и телевидение

Режиссер Бред Бёрд описывает свой фильм Pixar 2004 года «Суперсемейка» как «выглядящий так, как мы думали, что будущее окажется в 1960-х годах».

Британский режиссер Ричард Айоаде отметил, что его фильм «Двойник» 2013 года был создан с намерением выглядеть как «будущее, вообразимое человеком прошлого, который ошибся».

Фильм Disney 2015 года «Грядущее», основанный на одноименном аттракционе Disneyland, поставленный Бредом Бёрдом, имеет ретрофутуристический стиль.

Вселенная Marvel Cinematic Universe в сериале «Управление временными изменениями» напоминает офисные здания 60-х годов, с множеством футуристических устройств, разбросанных по всему пространству.

Сериал Fallout в прямом эфире 2024 года, основанный на одноименной серии видеоигр, происходит в ретрофутуристическом мире в стиле Raygun Gothic и Atompunk 1950-х годов.

Предстоящий фильм 2025 года «Фантастическая четверка: Первые шаги» из киновселенной Marvel содержит элементы ретрофутуризма 1960-х годов.

Ретрофутуризм в литературе: как прошлое видело будущее

Ретрофутуризм в литературе — это удивительный сплав старых представлений о прогрессе и современных взглядов на технологии. Это направление позволяет увидеть, как люди разных эпох воображали себе будущее, и оценить, насколько их прогнозы оказались точными (или наивными).


Истоки ретрофутуризма: пар, электричество и «эдисонады»

Первые произведения, которые можно отнести к ретрофутуризму, появились во времена Второй промышленной революции (XIX век). Изобретения вроде двигателя внутреннего сгорания, телеграфа и электричества породили волну оптимизма — казалось, что наука вот-вот изменит мир.


В этот период популярность приобрели «эдисонады» — истории о гениальных изобретателях и их невероятных творениях. Один из первых примеров — роман «Паровой человек в прериях» (1868) Эдварда Эллиса, где гигантский механический человек помогает покорять Дикий Запад. Позже эту традицию продолжили книги о Фрэнке Риде и других вымышленных инженерах.


Фантазии о летательных аппаратах, автоматизированных домах и космических путешествиях нашли отражение в произведениях Жюля Верна и Герберта Уэллса. Их воздушные шары с пропеллерами, подводные лодки и пулевидные ракеты казались читателям XIX века невероятными, но вдохновляли на реальные научные открытия.


Забытые пророчества: Верн и Уэллс о будущем

Интересно, что некоторые ретрофутуристичные произведения долгое время оставались неизвестными. Например, роман Жюля Верна «Париж в XX веке» (1863) был опубликован только в 1994 году. В нём автор предсказал небоскрёбы, высокоскоростные поезда и даже нечто похожее на интернет — но издатель счёл эти идеи слишком фантастичными и отказался печатать книгу.


Герберт Уэллс в своём труде «Предвидения о воздействии прогресса механики и науки на человеческую жизнь и мысль» (1901) попытался систематизировать возможные пути развития технологий. Его размышления о будущем транспорта, медицины и даже социальных сетей сегодня кажутся удивительно точными.


Современный ретрофутуризм: стимпанк и альтернативная история

В XX и XXI веках жанр не исчез, а переродился в новых формах. К ярким примерам относятся:


Цикл «Смертные машины» Филипа Рива — постапокалиптический мир, где города передвигаются на колёсах, а технологии напоминают викторианскую эпоху;


Роман «Война Фитцпатрика» Теодора Джадсона — альтернативная история, где XX век развивался по законам паровых технологий;


Комикс «Neotopia» — стилизация под ретрофутуризм 1930-х с летающими автомобилями и ар-деко-эстетикой.


Заключение: почему ретрофутуризм актуален сегодня?

Ретрофутуристичная литература — это не просто ностальгия по прошлому. Она напоминает, что технологический прогресс не всегда идёт по предсказуемому пути, а многие «фантастические» идеи прошлого либо воплотились в неожиданных формах, либо оказались тупиковыми.


От паровых гигантов XIX века до дизельпанковских мегаполисов — ретрофутуризм продолжает вдохновлять писателей и читателей, предлагая взгляд на будущее через призму прошлого.

Рисунки

Лубянская площадь на карточке 1914 года «Москва в XXIII веке»

В 1910 году издательство «Villemard» выпустило серию открыток с собственными фантазиями мира 2000 года, где есть летающие пожарные и говорящие газеты. В полной мере отвечают понятию ретрофутуризма книги и иллюстрации художника Альбера Робиды, наиболее знаменитая — «Электрическая жизнь».


Незадолго до Первой мировой войны в 1914 году по заказу московской кондитерской фабрики «Эйнем» вышел цикл из восьми футуристических почтовых карточек «Москва в XXIII веке». На оборотной стороне карточки каждого вида находилась краткая аннотация к рисунку. Данные об авторе (либо авторах) рисунков и текста на самих карточках и в печатных источниках не сохранились. В 2010 году компания «Красный Октябрь», являющаяся правопреемником Эйнема, перевыпустила данную серию.

Ретрофутуризм в кинематографе: ностальгия по будущему.

Ретрофутуризм — это художественное направление, сочетающее старые представления о будущем с современной эстетикой. В кинематографе он проявляется в виде визуальных стилей, технологий и миров, которые прошлые поколения считали «футуристичными», но которые сегодня воспринимаются как очаровательный анахронизм.


Истоки ретрофутуризма в кино

Первым примером кинематографа, который можно считать ретрофутуристичным, является фильм Жоржа Мельеса «Путешествие на Луну» (1902). Его наивные, но грандиозные представления о космических полётах и технологиях отражают мечты начала XX века.


Ретрофутуризм середины века

В 1950-е годы футуризм вдохновлялся эстетикой баухауса и ар-деко, что отразилось в фильме «Гаттака» (1997). Несмотря на поздний год создания, картина стилизована под футуристичные представления середины XX века: строгие линии, минимализм и вера в генетическую элиту.


Классическими примерами ретрофутуристичного кино также можно назвать:

«Подручный Хадсакера» (1999) — стилизация под 1950-е с их механизированным будущим;

«Тёмный город» (1998) — нуарная эстетика 1940-х, смешанная с внеземными технологиями;

«Бразилия» (1985) — мрачная антиутопия, сочетающая стиль ар-деко с бюрократическим кошмаром;

«Земля будущего» (2015) — дань уважения футуристичным мечтам 1960-х о мире технологий и прогресса.


Готический ретрофутуризм и стимпанк

Особое место занимает серия фильмов о Бэтмене режиссёра Тима Бёртона. Его «Бэтмен» (1989) и «Бэтмен возвращается» (1992) создают готический футуризм, где ар-деко, неон и мрачная архитектура формируют уникальный визуальный стиль.


Ретрофутуризм 1970-х в современном кино

Элементы ретрофутуризма, вдохновлённые стилистикой 1970-х, хорошо прослеживаются в фантастическом фильме «Время» (2011) режиссёра Эндрю Никкола. Мир, где время стало валютой, сочетает футуристичные идеи с дизайном и культурными отсылками к эпохе диско.


Ретрофутуризм в кино — это не просто стиль, а диалог между прошлым и будущим. Он позволяет зрителю увидеть, как люди разных эпох представляли себе прогресс, и напоминает, что даже самые смелые мечты со временем становятся частью ностальгии. От Мельеса до Бёртона, от 1950-х до 1970-х — ретрофутуризм продолжает вдохновлять кинематографистов, создавая фильмы, которые остаются актуальными и визуально впечатляющими даже спустя десятилетия.

Антикварные магазины москвы

Купить антиквариат
в Москве

Уникальные сокровища в Москве
Москва — город, где история и современность переплетаются. Здесь каждый уголок хранит следы прошлого. Одним из таких мест является антикварный магазин на улице Трофимова, дом 29.

Почему выбрать наш магазин?
Наш магазин — это портал в прошлое. Здесь вы прикоснетесь к истории, искусству и культуре разных эпох. Удобное расположение и широкий ассортимент удовлетворят даже искушенных коллекционеров.

Адрес: улица Трофимова, дом 29. Это место сочетает антиквариат и комфорт. Каждый посетитель может не спеша осмотреть экспонаты и получить консультацию экспертов.

Что представлено в магазине?
В нашем ассортименте предметы антиквариата различных категорий:
Старинная мебель : комоды эпохи ампир, стулья времен Людовика XV. Каждый предмет — произведение искусства.
Картины и графика : работы известных и малоизвестных мастеров.
Фарфор и керамика : сервизы, вазы, статуэтки, сохранившие красоту.
Ювелирные изделия : украшения с драгоценными камнями для подарков или инвестиций.
Книги и документы : редкие издания, рукописи, автографы.
Как купить антиквариат?

Посетите магазин лично.
Приходите на улицу Трофимова, дом 29. Наши консультанты помогут разобраться в особенностях каждого предмета.

Используйте онлайн-каталог.
На сайте представлены фото, описания и цены. Вы можете оформить заказ или связаться с экспертами.

Получите консультацию.
Наши специалисты расскажут историю предмета, проверят подлинность и дадут советы по уходу.

Почему антиквариат выгоден?
Покупка антиквариата — это не только украшение дома или пополнение коллекции, но и инвестиция. Стоимость редких предметов растет на 10–20% ежегодно. Особенно ценятся старинные картины и ювелирные изделия.

Интересные факты о магазине
В ассортименте есть предметы, принадлежавшие историческим личностям.
Мы регулярно обновляем коллекцию, делая каждый визит уникальным.
Сотрудничаем с реставраторами для сохранения первозданного вида предметов.

Как добраться?
Адрес: улица Трофимова, дом 29. Ближайшая станция метро — "Кожуховская". Также можно доехать на автомобиле.

Приглашаем вас в гости!
Хотите прикоснуться к истории или найти уникальный подарок? Посетите наш магазин.

Адрес: улица Трофимова, дом 29
Телефон: +7 (901) 780-09-61, +7 (901) 780-06-93
Сайт: www.антиквариат29.рф
Режим работы: пн-вс, с 11:00 до 17:00
Приходите и станьте частью истории!
Made on
Tilda