В 1882 году в Абрамцево гостили Илья Репин и Василий Поленов. Во время прогулки они нашли резную подкарнизную доску с затейливым растительным орнаментом. В том же году художники открыли в усадьбе столярно-резчицкую мастерскую, которой руководила сестра Поленова — Елена. Для обучения набирали крестьянских детей из окрестных сел — Хотьково, Репихово, Ахтырки, Кудрино.
В абрамцевской мастерской обучали не только резьбе по дереву. Елена Поленова преподавала ученикам основы рисунка и композиции, историю живописи, сама создавала эскизы для новых изделий. Все уроки были бесплатными, а после обучения ученикам дарили набор инструментов.
У нас условие: по возможности не прибегать к помощи изданий и вообще печатного или какими-либо другими способами обнародованного материала. Цель наша — подхватить еще живущее народное творчество и дать ему возможность развернуться.
Елена Поленова
Есть две версии, почему новый вид резьбы получил такое название: от села Кудрино, из которого были родом многие резчики абрамцевской мастерской, и от «кудрявого» узора, который стал его главной особенностью. Плавные, закругленные орнаменты напоминали ветви растений, птичьи перья или завитки. Часто среди растительных элементов мастера изображали птиц или животных, но их силуэты были подчеркнуто условными, с минимальным количеством деталей. Кудринкой украшали предметы обихода — шкатулки, бочонки, деревянные ковши, даже шкафы и сундуки. Чтобы сделать узор более выразительным, мастера ошкуривали готовое изделие, пользовались морилками или красителями. Однако все эти способы должны были подчеркивать природную текстуру древесины, а не скрывать ее.