Амазонки авангарда

Гончарова, Наталья Сергеевна
Попова, Любовь Сергеевна
Розанова, Ольга Владимировна
Степанова, Варвара Фёдоровна
Удальцова, Надежда Андреевна
Экстер, Александра Александровна
«Амазонки авангарда» — собирательное именование ведущих русских и советских художниц начала XX века, признанных мастеров авангардного (передового) направления русской живописи, работавших в таких стилях, как абстракционизм, кубизм, примитивизм и футуризм.
В основном применяется к шести наиболее знаменитым художницам этого периода: Наталья Гончарова, Любовь Попова, Ольга Розанова, Александра Экстер, Варвара Степанова, Надежда Удальцова, однако может употребляться более расширенно, для всех передовых художниц Российской империи и Советского союза 1900—1920-х годов.
Сами художницы этого именования не использовали, термин начал использоваться с 2000-х годов.
Название
Выражение «амазонка» относительно русских художниц этого поколения заимствовано из мемуаров их современника, поэта и исследователя футуризма Бенедикта Лившица, который в своей книге 1933 года «Полутораглазый стрелец» написал о трех художницах — Гончаровой, Розановой и Экстер так:
Эти три замечательные женщины все время были передовой заставой русской живописи и вносили в окружавшую их среду тот воинственный пыл, без которого оказались бы немыслимы наши дальнейшие успехи. Этим настоящим амазонкам, скифским наездницам, прививка французской культуры сообщила только большую сопротивляемость западному «яду», и если ни одна из них не вырезала у себя правой груди, чтобы заменить её досекинской тубой, то удержали их от этого главным образом соображения эстетического порядка.
Внимание Лившица к этим фигурам было связано с тем, что в начале XX века женщины получили гораздо более открытый, чем в предыдущие столетия, доступ к художественному образованию. Они могли профессионально заниматься искусством и зарабатывать этим. Многие художницы находили себя в среде авангарда.
Но в 1930-е годы предложенное Лившицем название еще не превратилось в термин. Вскоре новаторские направления в СССР стали запрещать или относить к нежелательным. Часть художниц эмигрировала в Европу и продолжила работу там.
Название «амазонки русского авангарда» появилось в искусствоведении спустя почти 60 лет. В 1999 году команда американского Музея Гуггенхайма организовала международный выставочный проект «Амазонки авангарда». Их число увеличилось: в это время к Гончаровой, Розановой и Экстер причислили Попову, Степанову и Удальцову. Идея собрать их работы в одном пространстве принадлежала Николасу Ильину, сыну философа Владимира Ильина. Кураторы выставки — среди них была и Зельфира Трегулова — собрали 70 полотен российских авангардисток, которые были созданы в период с 1907 по 1922 год. Выставка быстро стала хитом. В течение двух лет ее демонстрировали в разных городах: Берлине, Лондоне, Нью-Йорке. В Москве проект приняла Третьяковская галерея.
После большого турне «амазонки авангарда» превратились сначала в устойчивое название, а позже — в термин. В наши дни к основным шести фигурам причисляют также Елену Гуро, Веру Пестель и Марию Синякову-Уречину.

Интересные факты

Почти все художницы происходили из очень состоятельных семей и не нуждались в работе.
Глава в книге Яблонской
В 1990 в Нью-Йорке на английском языке вышла книга «Русские женщины-художницы нового времени» (1900—1935)" / «Women artists of Russia’s New Age. 1900—1935» советского искусствоведа Мюды Яблонской (1926—1990). Одна из глав её книги называлась именно «Амазонки авангарда», используя образ Лившица. В этой главе рассказывалось о Гончаровой, Розановой, Поповой, Экстер, Степановой и Удальцовой[3].
Художницы не состояли в одном объединении и никогда не определяли себя как амазонок. Они работали по отдельности, входили в разные художественные круги и занимались разными направлениями.
Выставка 1999—2001 годов
Поворотным событием, сделавшим это выражение крылатым, стала выставка под названием «Амазонки авангарда» (Amazons of the Avant-Garde[4]), прошедшая в 1999—2001 годы на нескольких площадках мира (города по алфавиту: Музей Гуггенхайма, Берлин[5], 10 июля — 17 октября 1999 / Музей Гуггенхайма, Бильбао, 13 июня — 27 августа 2000 / Музей Пегги Гуггенхайм, Венеция, 1 марта — 28 мая 2000 / Музей Соломона Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк, 7 сентября 2000 — 7 января 2001 / Королевская академия, Лондон, ноябрь 1999 — 6 февраля 2000 / Третьяковская галерея, Инженерный корпус, Москва, 13 февраля 2001 — 28 марта). Впервые за всю историю существования Фонда Гуггенхайма одну и ту же выставку последовательно показали во всех его зданиях в разных странах, по некоторым сведениям, показ в России изначально не планировался.
Идея проекта, по одним сведениям, принадлежала Николасу Ильину, представителю Фонда Гуггенхайма в Европе[6], по другим — Трегуловой, вынашивавшей её много лет. Исследователи творчества Розановой, однако, пишут, что «идея этой выставки совершенно очевидным образом восходит к книге советского искусствоведа Мюды Яблонской, вышедшей на английском языке в 1990 году, хотя имя Яблонской организаторами выставки ни разу не упоминалось». Проект готовился пять лет. Кураторами выступали Джон Боулт, Мэтью Дратт и, с российской стороны — Зельфира Трегулова.
В своем интервью Трегулова рассказывала:
…выставка обязана своим рождением именно феминизму. Дело было в 1992 году, за неделю до открытия выставки «Великая утопия» в Нью-Йорке. Когда мы её монтировали, там проходил парад феминисток, на который меня пригласили коллеги из Музея Гуггенхайма. Они пошли туда с детьми, с мужьями. Меня тогда поразила агрессивность матерых феминисток. Это оказалось настолько отталкивающим, что, пройдя несколько кварталов, я извинилась и ушла. В это же время Музей Гуггенхайма открыл отделение в Сохо. И все Сохо было заклеено феминистскими плакатами: «Том Кренц! Ты ненавидишь женщин, ты в своем музее не показываешь их искусство, и единственная женщина, которую ты показываешь, — это Луиз Буржуа!» А мы, работавшие на «Утопии», были преисполнены величайшего уважения к Томасу Кренцу — директору Фонда Гуггенхайма. Однажды ночью мы прогуливались по Сохо, снова посмотрели на этот плакат, и моя коллега, Фаинна Балаховская, с которой мы тогда работали, сказала: «Слабо после „Великой утопии“ сделать „Женщин русского авангарда“»?!
На выставке были показаны более 70 работ из 20 музейных и частных собраний: ГТГ, ГРМ, ГМИИ имени А. С. Пушкина, а также 16 региональных музеев России, ряда частных собраний — российских и зарубежных, а также крупнейших музеев Западной Европы и США. Это были картины, созданные тремя художницами, названными Лившицем (Гончаровой, Розановой и Экстер) и тремя авторам, добавленным Яблонской (Поповой, Степановой и Удальцовой), в период с 1907 по 1922 год. Куратор Джон Боулт характеризовал концепцию так: «Мы тоже этой выставкой хотели как-то изолировать этих художниц от революции. Обычно, особенно на Западе, есть какая-то автоматическая ассоциация — „авангард, значит, Октябрьская революция“. (…) А во-вторых, если мы посмотрим на Европу или Америку — на художественное искусство начала века в этих странах, то мы не увидим аналогичных групп женщин — только в России действительно были такие сильные и удивительные женщины».
Выставка пользовалась большой популярностью, в совокупности в разных городах её посетило более 900 тыс. человек. Согласно «Энциклопедии русского авангарда», выставка «имела огромный успех и стала завершающим этапом в ряде международных выставочных проектов по искусству русского авангарда».
К выставке был выпущен каталог на нескольких языках: немецкое, английское, итальянское, испанское и русское издания. Затем в 2004 году последовало одноимённое издание с многочисленными научными статьями на русском языке. В них были напечатаны исследовательские и документальные материалы о жизни и творчестве художниц, а также материалы о гендерной проблеме в русской культуре рубежа XIX—XX веков.
Характеристика
Андрей Сарабьянов рассказывает, что интерес к феномену «женского творчества» в русском авангарде возник впервые на Западе в конце 1960-х годов, вместе с интересом к этому искусству в целом и одновременно с возрождением феминизма. Впервые их искусство было показано на выставке «Художницы русского авангарда» в Галерее Гмуржинска (1980, Кёльн). В 1990 году была издана книга «Women artists of Russia’s New Age. 1900—1935» М. Яблонской.
Международный проект «Амазонки авангарда», где было показано шесть авторов, вывел понятие на новый уровень. В дальнейшем круг «амазонок» значительно расширился: в него были включены имена Е. Г. Гуро, В. Е. Пестель, М. М. Синяковой и других.
Термин
Термин подвергается критике по разным причинам.
В статье, посвященной открытию выставки в Москве в 2001 году, Григорий Ревзин подверг её резкой критике как эксплуатирующей модное на Западе и, по его мнению, надуманное и бессмысленное явление феминизма. Эта ситуация была типичной для российского восприятия той эпохи; так, Екатерина Деготь в 1999 году об этой же выставке пишет: «У нашего зрителя попытка сгруппировать художников по половому признаку вызывает обычно иронию или протест — факты дискриминации женщин в истории мирового искусства у нас плохо известны и не осмыслены».
С другой стороны, гендерные исследователи в 2020-е годы считают его уже устарелым и обесценивающим индивидуальность каждой из авторов. Например, феминистический портал Wonderzine пишет, что из-за этого обобщающего термина художницы эпохи «попали в загончик „женского искусства“. откуда вряд ли выберутся в ближайшую сотню лет». В 2023 году в «ГЭС-2» прошла выставка, посвященная Ольге Розановой и её влиянию; и куратор его выставочных проектов Елена Яичникова по этому поводу отмечала: «Ревизия искусства авангарда — важная задача. Необходимо распаковать категорию „амазонки авангарда“ — показать несводимость этой группы художниц к зонтичному определению, выделить своеобразие каждой из них».
Позже по понятной логике возникло менее распространенное выражение «амазонка второго авангарда» для представительниц нонконформизма, например — Лидия Мастеркова и др.; в 2024 году открылась выставка «Амазонки Новой академии» в галерее «Луч».
Александра Экстер прославилась как театральная художница, работала над сценографиями к спектаклям режиссёра Александра Таирова в московском Камерном театре.
Наталия Гончарова вместе с художником Михаилом Ларионовым также сотрудничала с театрами, оформляла спектакли «Русского балета» Сергея Дягилева.
Варвара Степанова стала известна как дизайнер: она работала с узорами для Первой ситценабивной фабрики, иллюстрировала книги и расписала вместе с Александром Родченко Дом Моссельпрома на Арбате.
Ольга Розанова прославилась своими живописными произведениями. Её полотно «Зелёная полоса» стало важным этапом абстракционизма: искусствоведы считают, что работы Розановой предопределили развитие этого направления.
Список авторов
Основные героини:
Гончарова, Наталья Сергеевна
Попова, Любовь Сергеевна
Розанова, Ольга Владимировна
Степанова, Варвара Фёдоровна
Удальцова, Надежда Андреевна
Экстер, Александра Александровна
прочие:
Бубнова, Варвара Дмитриевна
Гуро, Елена Генриховна
Дымшиц-Толстая, Софья Исааковна
Пестель, Вера Ефремовна
Синякова-Уречина, Мария Михайловна
Ходасевич, Валентина Михайловна
Художницы русского авангарда
А
Айзенберг, Нина Евсеевна
Александрова, Вера Ивановна
Александрова, Елизавета Николаевна
Арионеско-Балльер, Лидия Ивановна
Б
Бебутова, Елена Михайловна
Бельцова, Александра Митрофановна
Богуславская, Ксения Леонидовна
Бодуэн де Куртенэ, София Ивановна
Бруни, Татьяна Георгиевна
Бубнова, Варвара Дмитриевна
В
Васильева, Мария Ивановна (художница)
Верёвкина, Марианна Владимировна
Вериго, Магдалина Брониславовна
Г
Гауш, Любовь Николаевна
Генке-Меллер, Нина Генриховна
Глебова, Татьяна Николаевна
Гончарова, Наталья Сергеевна
Горохова, Мария Алексеевна
Гумилина, Антонина Михайловна
Гуро, Елена Генриховна
Д
Делоне, Соня
Дымшиц-Толстая, Софья Исааковна
Е
Ермолаева, Вера Михайловна
З
Закликовская, Софья Людвиговна
Земляная, Наталия Николаевна
Зернова, Екатерина Сергеевна
К
Казанская, Мария Борисовна
Кашина, Нина Васильевна
Кобро, Катажина
Коган, Нина Иосифовна
Козинцова, Любовь Михайловна
Коровай, Елена Людвиговна
Куценко, Людмила Викторовна
Л
Лабунская, Галина Викторовна
Ламанова, Надежда Петровна
Лепорская, Анна Александровна
М
Магарил, Евгения Марковна
Маревна
Маркова, Валентина Петровна
Маяковская, Людмила Владимировна
Молчанова, Галина Петровна
Мухина, Вера Игнатьевна
Н
Налепинская-Бойчук, Софья Александровна
Неменова, Герта Михайловна
Нисс-Гольдман, Нина Ильинична
О
О’Коннель-Михайловская, Рене Рудольфовна
П
Пестель, Вера Ефремовна
Поварова, Валентина Петровна
Попова, Любовь Сергеевна
Порет, Алиса Ивановна
Пшесецкая, Вера Николаевна
Р
Розанова, Ольга Владимировна
Рохлина, Вера Николаевна
С
Сахарова, Ольга Николаевна
Синякова-Уречина, Мария Михайловна
Софронова, Антонина Фёдоровна
Степанова, Варвара Фёдоровна
Т
Турова, Екатерина Ивановна
У
Удальцова, Надежда Андреевна
Ф
Фролова-Багреева, Лидия Фёдоровна
Х
Ходасевич-Леже, Надя
Ходасевич, Валентина Михайловна
Ш
Шабанова, Галина Александровна
Штуцер, Наталия Ивановна (художница)
Щ
Щекатихина-Потоцкая, Александра Васильевна
Э
Эйгес, Ольга Вячеславовна
Экстер, Александра Александровна
Эпштейн, Елизавета Ивановна
Я
Якунина, Елизавета Петровна

Интересные факты

Термин впервые появился в работе Бенедикта Лившица, поэта и исследователя футуристического искусства. Он назвал амазонками трёх художниц, наиболее известных в европейских художественных кругах в 1930-е: Наталью Гончарову, Ольгу Розанову и Любовь Попову.
Made on
Tilda