центры старинных ремесел России

Городецкая игрушка

Нижегородская область в России, пожалуй, самая богатая на самобытные народные промыслы.
Резьба по дереву, камню и кости, роспись хохломская, семеновская, городецкая и полховско-майданская, плетение из лозы и ювелирная филигрань — одного этого было бы достаточно, чтобы попасть в энциклопедии русского декоративно-прикладного искусства. А ведь развиты здесь еще и гончарное ремесло, и ткачество, и вышивка, и кружевоплетение. Но и среди всего этого красочного рукотворного богатства не затерялась городецкая игрушка.
Привыкли руки к топорам
Современный город Городец когда-то был большим селом на левом берегу Волги. Места эти не особенно пригодны для сельского хозяйства, зато удобны для торговли. Рядом с Нижним Новгородом располагалась крупнейшая в России Макарьевская ярмарка (позже — Нижегородская). Считается, что именно это сочетание скудных земель и прекрасно отлаженной торговли и спровоцировало у местного крестьянства такой интерес к разного рода художественным промыслам. Особенно популярна была резьба по дереву, да и вообще изготовление разной бытовой утвари. Крестьяне делали мебель, кадки и ушаты, сани, коромысла, донца для прялок и резные доски для печатных пряников. А самый ходовой товар — ложки. Их городецкие ложкари резали топорами, но результат этой грубой работы выходил очень изящным. Оптовые партии городецких ложек расходились не только по окрестностям, но и по всей стране. От ложек у мастера оставался целый ворох щепок. Поначалу их пускали на растопку. Но уже к XIX веку им нашлось другое применение: из щепы стали делать игрушки. Да так удачно, что целые семьи ложкарей бросали свой промысел и полностью переключались на новое, перспективное направление.

Конь-качалка — главный тренд городецкой деревянной игрушки. Расписных скакунов на полозьях здесь делают до сих пор. Нет другой игрушки в России, которая пережила бы столько поколений. Делали в Городце и детские стульчики-качалки, но с конями по популярности они, конечно, равняться не могли. В 50-е годы XX века, когда городецкое ремесло нуждалось в обновлении, здесь разработали качалку, которая стала очень популярной в Советском Союзе. Деревянные городецкие кони даже появились в советской детской литературе.
«И пора уснуть, да жалко,
Не хочу уснуть!
Конь качается качалка,
На коня б скакнуть!»
Александр Блок
Конь-каталка — второй по важности товар в городецком ассортименте. Их мастера «запрягали» в игрушечные сани, повозки и кареты. Самым популярным был сюжет с двумя лошадками: одну вытесывали с наклоненной к груди головой, как будто она упирается на месте, второй, наоборот, придавали максимальную динамику. «Чтоб изготовить каталку, надо с бесами знаться», — говорили в Городце. Нужно было изготовить более 30 деталей и просверлить около 40 отверстий, чтобы собрать элементарную с виду игрушку. Ни гвоздей, ни клея не использовали: детали подгоняли друг к другу с ювелирной точностью. Колесики насаживали на оси мокрыми, и тогда, высыхая, они схватывались намертво. Этому игрушечному транспорту предстоял настоящий краш-тест: он должен был выдержать и детские зубы, и детские руки.

Интересные факты

История промысла насчитывает как минимум полтора века. Она берёт начало от «балбёшек» — игрушек, которые вырезали из расколотого пополам чурбачка. На передней ровной поверхности создавали контур фигуры, затем её раскрашивали.
Резные куклы, миниатюрная утварь и механические игрушки
В повозки усаживали либо игрушечного кучера, либо других седоков. Они свою родословную вели от старинных кукол-балбешек. Вытесывали их из полукруглых чурбачков, на передней части которых ножом вырезали лица. Впоследствии изменились и приемы, и сюжеты. Резные деревянные куклы дают представление о том, кто населял Городец: барышни и кавалеры, попы и мастеровые, барыни и няньки, девчонки и мальчишки — в общем, полный набор персонажей провинциального городка, включая котов и петухов. Делали здесь и наборы для маленьких хозяек: миниатюрные прялки, веретенца, валики для стирки белья и даже утюжки. Позже в творчестве отдельных мастеров городецкая игрушка выходит и вовсе на новый уровень. В 60–70-х годах XX века появились механические игрушки, которые двигались по типу шарманки: деревянные фигурки изображали польку, городецкий перепляс и развод солдат.
«Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шёрстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.»
Агния Львовна Барто
«Балбёшка» – игрушка, которую вырезали из расколотого пополам чурбачка.
На передней ровной поверхности создавали контур фигуры, затем ее раскрашивали.

Интересные факты

В 60–70-х годах XX века появились механические игрушки, которые двигались по типу шарманки: деревянные фигурки изображали польку, городецкий перепляс и развод солдат.
Яркое детство, деревянные игрушки
Все же прославила Городец не игрушка, а особенная манера украшать деревянные изделия. Городецкая роспись — это яркие краски, крупные розаны, тонконогие вороные кони, огненно-жаркие петухи с павлинами и множество жанровых сценок из русского быта. Все это многоцветие буйно пылало и на игрушках. Для начала их загрунтовывали — обычно розовым или фиолетовым фуксином, а дно покрывали черным, для этого сажу смешивали с клеем. После этого сверху клеевыми красками наносили подходящий рисунок. Основные элементы прорисовывали более светлой краской. На них уже наносили теневку: более темный оттенок, изображавший детали вроде лепестков или складок одежды. Потом в дело вступала разживка и оживка: черные и белые точки и штрихи. После изделие покрывали вареным маслом. А уже на следующий день игрушку золотили или серебрили, добавляя либо бронзу, либо алюминиевый порошок, разведенные на скипидаре. В этом был не только художественный, но и коммерческий интерес: чем ярче и затейливей выглядела игрушка, тем легче ее было продать. Однако конкуренции с готовыми игрушками из магазина городецкие куклы и кони не выдержали: сначала промысел подкосили фабричные советские Аленки и паровозы, а после Барби и роботы нанесли еще более разрушительный удар. Тем не менее и сейчас в Городце стараются сохранять давние традиции: здесь делают игрушечную и детскую мебель, посудку, сувениры и главное — все тех же знаменитых коней.

Почему городецкую игрушку называли «городецкая топорщина»?

Игрушки делали при помощи плотницких инструментов, они получались простыми и при этом очень выразительными. Техника окраски городецкой игрушки несложная, но всегда выразительная. Игрушкам предварительно придавался яркий фон, а затем по фону наносились узоры в виде горошка, точек, черточек, полосок и цветов. Рисунок, нанесенный на фон, закреплялся светлым лаком.
Городецкая деревянная игрушка - ожившая сказка
Все же прославила Городец не игрушка, а особенная манера украшать деревянные изделия. Городецкая роспись — это яркие краски, крупные розаны, тонконогие вороные кони, огненно-жаркие петухи с павлинами и множество жанровых сценок из русского быта. Все это многоцветие буйно пылало и на игрушках. Для начала их загрунтовывали — обычно розовым или фиолетовым фуксином, а дно покрывали черным, для этого сажу смешивали с клеем. После этого сверху клеевыми красками наносили подходящий рисунок. Основные элементы прорисовывали более светлой краской. На них уже наносили теневку: более темный оттенок, изображавший детали вроде лепестков или складок одежды. Потом в дело вступала разживка и оживка: черные и белые точки и штрихи. После изделие покрывали вареным маслом. А уже на следующий день игрушку золотили или серебрили, добавляя либо бронзу, либо алюминиевый порошок, разведенные на скипидаре. В этом был не только художественный, но и коммерческий интерес: чем ярче и затейливей выглядела игрушка, тем легче ее было продать. Однако конкуренции с готовыми игрушками из магазина городецкие куклы и кони не выдержали: сначала промысел подкосили фабричные советские Аленки и паровозы, а после Барби и роботы нанесли еще более разрушительный удар. Тем не менее и сейчас в Городце стараются сохранять давние традиции: здесь делают игрушечную и детскую мебель, посудку, сувениры и главное — все тех же знаменитых коней.

Интересные факты

В середине прошлого века художником Евгенией Воронцовой была разработана игрушка в виде коня-качалки, которую впоследствии полюбили многие советские дети.
Городецкая роспись
Городецкая роспись — это русский народный художественный промысел, особый вид росписи по дереву, который появился в середине XIX века в Нижегородской губернии.

Городецкая роспись возникла в Поволжье, в районе города под названием Городец. Жители близлежащих деревень украшали деревянные прялки резьбой. Сначала узор создавали с помощью вставок из других пород дерева, затем резной орнамент стали подкрашивать, а еще позже роспись полностью вытеснила резьбу.

Городецкие прялки отличались от обычных тем, что их не вытачивали из цельного куска дерева, а изготавливали из двух частей — гребня и донца. Донце представляло собой широкую доску: с одного конца она сужалась, и в этом месте делали отверстие для ножки гребня. Как раз донце и было расписным: когда прялкой не пользовались, ее вешали на стену в качестве украшения.

Вскоре яркими рисунками стали украшать не только прялки, но и сани, сундуки, мебель, игрушки, шкатулки, деревянные панно и многие другие предметы. Изначально для росписи использовали яичные краски, а на смену им пришли масляные, темперные и гуашевые.

Городецкую роспись выполняли на деревянной основе, которую перед этим грунтовали желтым, красным или черным цветами. Краски наносили большими цветовыми пятнами, после чего приступали к прорисовке деталей.

Сюжетами городецкой росписи становились, прежде всего, жанровые сцены: праздники, прогулки, чаепития, охота, свидание влюбленных и многие другие.

Вторым излюбленным мотивом городецких мастеров были цветы. Часто встречались и изображения животных, в частности коней и птиц. Но некоторые мастера прибегали к более экзотическим образам, например рисовали львов. Такие рисунки обычно были парными: животные на изделиях смотрели друг на друга, как на гербах.

Расцвет промысла пришелся на 90-е годы XIX века, а уже в начале ХХ столетия интерес к ремеслу начал угасать. Однако в 1935 году художник Иван Овешков открыл общественную мастерскую в деревне Косково, где начал профессионально обучать молодых мастеров городецкой росписи.

Уже через два года работы его учеников экспонировались на выставке народного творчества в Третьяковской галерее. А после войны в селе Курцево под руководством художника Аристарха Коновалова открыли артель «Стахановец», которая через несколько лет превратилась в фабрику. Эта фабрика работает до сих пор: здесь мастера-живописцы производят декоративные панно, расписные игрушки, детскую мебель, деревянные блюда и другие предметы.
Великолепие Городецкой иконописной мастерской: где традиции воплощаются в шедеврах
Истоки городецкой иконописи
Истоки Городецкой иконописи уходят глубоко в далекое прошлое Руси. Считается, что первые шаги к становлению Городецкой иконописи были сделаны еще в XV веке, и связано это было со старцем Прохором, который работал с Андреем Рублевым и создавал святые образа.

Требования к иконописцам на Руси были строгими испокон веков. Прохор продолжал традиции московских мастеров XIV века, которые в свою очередь учились у греческих. Эти традиции он передал и своим ученикам. Именно по этим канонам городецкие мастера создают иконы по сей день, строго в соответствии с технологией древнерусской иконописи.
Городецкая иконописная мастерская
В 1995 году, с благословения митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая, возникла иконописная мастерская на территории фабрики "Городецкая роспись". Уже более 20 лет она ведет активную работу в области иконописи, воссоздавая древние традиции церковного искусства, и перенося в свои произведения всю глубину Православия.

Иконы нашей мастерской — настоящие шедевры, выполненные в соответствии с древними канонами русских иконописцев. Мы используем технологии XIV века: от изготовления досок из древесины многолетней выдержки, минеральные и органические краски, растираемые на яичном желтке, а также вареное на солнце льняное масло для покрытия завершенных икон.
Иконы городецких мастеров-иконописцев
В Городецкой иконописной мастерской, на протяжении долгих лет, наши мастера посвятили себя искусству, воспроизводя древние традиции церковного иконописания. Их опыт и талант, переданные из поколения в поколение, сделали их истинными хранителями духовного наследия.

Наш коллектив мастерской стремится к тому, чтобы каждая икона, открывающая мир Божественного, была великолепна. Иконы, создаваемые городецкими мастерами, следуют древним спискам и канонам православия. Тем не менее, они неповторимы. В каждой иконе заключен уникальный ручной труд и индивидуальный заказ, придавая им непередаваемую духовную глубину и особую ценность.

Иконы городецкой мастерской — это искусство, которое раскрывает красоту православных традиций и дарит радость в сердце, они могут стать прекрасным подарком как на праздники, так и в повседневную жизнь. Каждое творение — это настоящее произведение мастерства, которое можно передать наследством, как драгоценную реликвию, которая будет хранить в себе вашу семейную историю и духовные ценности.

Мы с радостью поможем вам подобрать икону, которая отразит вашу духовную индивидуальность, и ответим на все ваши вопросы. Приходите в нашу мастерскую — здесь вас ждет удивительный мир русской иконописи!
Городецкая икона рубежа ХХ — ХХI веков в контексте нижегородского иконописания.
В современном нижегородском православном искусстве городецкая икона — явление признанное и самобытное. Его новейшая история уходит корнями в 1995 год, когда при фабрике «Городецкой росписи» была образована иконописная мастерская под руководством Николая Николаевича Карасёва.
В середине 90-х годов ХХ века в нижегородском крае образовалось несколько иконописных мастерских. В этот период, кроме городецкой, также начинают свою работу мастерская «Традиция» под руководством Якова Васильченко при соборе Александра Невского в Нижнем Новгороде, мастерская «Ковчег» под руководством Алексея Анциферова в городе Бор, мастерская при Благовещенском мужском монастыре в Нижнем Новгороде под руководством Александра Корнилова, мастерская при фабрике «Хохломская роспись» в г. Семенов, мастерская при фабрике «Хохломской художник» в деревне Семино Ковернинского района. Все выше перечисленные творческие артели востребованы и успешно работают и по сей день.
Такое положение дел выявляет одну из тенденций развития современного православного искусства региона, которая созвучна специфике развития церковного искусства в Древней Руси и Византии, — это выделение двух магистральных, стилистически разнородных линий эволюции иконописи как явлений столичного и провинциального направлений.
Для византийского искусства столичное направление связывается с работами константинопольских мастеров, провинциальное — художников других земель; для Древней Руси, в виду длительного её развития как феодально-раздробленного государства, стилистическая принадлежность икон к столичному или провинциальному типу определяется для каждой местности в отдельности, свои провинциальные иконы есть у Новгорода, Пскова, Москвы и т.д.
Столичность-провинциальность не являются оценочными суждениями и не умаляют одно направление, возвышая другое. Они определяются в основном степенью влияния народной культуры, народного миропонимания, фольклора на формальное и содержательное решение образа, которая в провинциальной традиции, закономерно, более высока нежели в столичной. Применяя обозначенные выше понятия для классификации нижегородской иконописи рубежа XX — XXI веков, городецкая мастерская, также как семеновская и ковернинская, может быть отнесена к представителям современной провинциальной школы, которая в условиях настоящего времени продолжает традиции провинциальной иконы Древней Руси.
Какие тенденции характеризуют провинциальную иконопись Древней Руси? Как они реализуются в современной городецкой иконе? И что это дает, в конечном итоге, развитию современного православного искусства нижегородского края? Вот те вопросы, ответы на которые мы постараемся представить в настоящей статье.
Специфику развития провинциальной иконы в Древней Руси в своих трудах рассматривали М. А. Реформатская (4), В. Н. Лазарев (2), Э. С. Смирнова (5) и основными её характеристиками они называли следующие качества:
связь иконописи с прикладным искусством
превалирование общего иконописного типа над особенностями индивидуальной манеры того или иного мастера
фольклорность художественного облика произведений
связь с конкретными сторонами жизни и быта людей
живая свежесть восприятия жизни, отсутствие содержательной сложности при высокой эмоциональной выразительности
патриархальность, удалённость от официальных тенденций в искусстве
Как реализуются и реализуются ли вообще перечисленные выше характеристики в современном городецком иконописании?
То, что современная икона Городца отвечает первым двум характеристикам — связь с прикладным искусством и превалирование общей манеры над индивидуальной, — не вызывает сомнений. Большинство художников, которые сегодня работают в артели, переквалифицировались в иконописцев из фабричных мастеров городецкой росписи, что очень созвучно тенденциям иконописи, например, «северных писем», где богомазами становились ремесленники, расписывавшие прялки или изготавливавшие игрушки. Таким образом, в основы городецкой современной иконописной традиции изначально закладывались многие качества присущие декоративно-прикладному искусству — яркость, праздничность и звонкость цвета, орнаментальность, красочность и фольклорность образов. А на сегодняшний день эти качества как основополагающие для школы передаются пришедшим ученикам, из чего создаётся достаточно устойчивая и узнаваемая манера письма.
Показательным памятником в отношении влияния городецкой росписи на становление иконописи является икона «Неувядаемый цвет Пресвятой Богородицы», многочисленные списки которой были выполнены художниками мастерской города Городец. Композиция «Неувядаемый цвет», литературной основой для которой послужил "Канон благодарный" Иосифа Песнописца, появилась в конце 17 века (8) и относится к позднему иконографическому творчеству Древней Руси, которое было весьма насыщено символами, уподоблениями и иносказаниями. Городецкие мастера поздний извод решают в стилистике классических традиций древнерусской живописи. т. е. плоскостно, лаконично, без живоподобия и излишнего украшательства.
На иконе изображён престол, на котором в полный рост в царственном облачении и с царственными символами представлен младенец Христос, по сторонам от него — вазоны с цветами, за престолом — изображение Царицы Небесной с процветшим жезлом. Интересным стилистическим решением в иконе является изображение традиционных для городецкой росписи купавок, розанов и ромашек, расцветающих на жезле и в стоящих вазах.
Икона стала символом не только деятельности художественной артели, но и процесса возрождения городецкого иконописания, по специфике течения обратного древнему — когда-то роспись возникла из иконописи, а на современном этапе из росписи возобновляется церковная живопись.
Таким образом, связь сегодняшней городецкой иконы с прикладным искусством подтверждается наглядно.
Вторая особенность провинциальной иконописной традиции — превалирование общего иконописного типа над особенностями индивидуальной манеры того или иного мастера, — также свойственна городецким художникам. В реализации данного стремления есть большая заслуга руководителя мастерской Николая Николаевича Карасева, для которого важным творческим аспектом является стилистическая однородность, отличность от прочих и узнаваемость городецкой иконы. Для достижения вышеназванных качеств все художники одним и тем же способом смешивают краски, чтобы составные цвета получались у разных мастеров одинаковыми, что позволило бы исследователям как сегодняшним, так и будущим по цветовому строю безошибочно определить происхождение иконы, чаще всего золотят только фон средника, а поля выполняют одним и тем же коричневато-охристым пастельным тоном. Кроме того, общим правилом для всех иконописцев является писать плавью, т.е. «мокрой кистью», путём «перетекания» цвета от более тёмного к светлому выполнять традиционное вохрение.
Фольклорность художественного облика городецких произведений определяется прежде всего общим колористическим решением, в котором преобладают яркие и праздничные цвета. Нарядность колорита таких образов Пресвятой Богородицы как «Кипрская», «Державная», «Прибавление ума» роднят их с лучшими творениями народного искусства, в которых проявляются не столько знания классических законов гармонизации основного и дополнительных цветов, а интуитивное чутье мастера, генетически понимающего красоту как нечто красочное, контрастное и звучащее в полную силу. В этой связи не случайно и то, что главным цветовым акцентом многих городецких икон является насыщенная огненно-красная киноварь, фольклорная семантика красного цвета многообразна, но связывается прежде всего с явлением чудесного, божественного.
Избранные городецкими мастерами и проанализированные выше формальные приёмы — связь с прикладным искусством, фольклорность художественного облика произведений, превалирование общей манеры над индивидуальной, — обусловили специфику содержательных решений современных икон, которая также созвучна особенностям содержания провинциальной иконописи Древней Руси.
Прежде всего это проявляется в связи иконописи с конкретными сторонами жизни и быта людей. Не смотря на то, что городецкие художники попробовали себя и в монументальной живописи (роспись храма Михаила Архангела в Городце (2008 г.)) и пишут образы для иконостасов, основным направлением деятельности мастерской является работа по частным заказам, где наиболее востребованными запросами являются — написание мерных и семейных икон. Мерные иконы (в рост новорождённого) содержат образы Христа, Богородицы или соимённого младенцу святого покровителя и повторяют традиционные иконографические схемы, создание же семейных икон требует от художников определённого композиционного творчества, т. к. зачастую готовых образцов, содержащих на одной иконе изображения нужных святых покровителей всех членов семьи, не существует, их приходится компоновать с разных произведений. Городецкими мастерами была выработана своя устойчивая иконографическая схема для подобных изображений. Центром композиции семейных икон, чаще всего, является образ ангела-хранителя, справа и слева от которого, стоящими в несколько рядов располагаются святые, изображения которых иногда также выносятся и на поля. Все персонажи подписаны, и надписи в данном случае не просто следование канонической традиции, они играют важную роль в общем идейно-содержательном и формальном решении — они выполнены крупным шрифтом, им отведена третья часть плоскости всего средника, они занимают равноправное положение с самим изображением, уточняя и разъясняя его. Подобный приём созвучен новгородскому иконописанию, так называемого «народного типа» (6, с. 291) или иконам «северных писем», которые также как и городецкая икона создавались по совершенно конкретному и утилитарному запросу простых людей и должны были быть им понятны.
В связи с предыдущей раскрывается и ещё одна особенность образов городецкой артели, созвучная специфики провинциальной древнерусской иконы — живая свежесть восприятия жизни, отсутствие содержательной сложности при высокой эмоциональной выразительности. Иконе Городца рубежа XX - XXI веков, как и древним северным памятникам свойственна та «народная религиозность, которая часто обнаруживала малую осведомлённость в сложных мудрствованиях богословской науки, но зато представляла выход чисто человеческому добросердечию, теплоте и трогательной наивности», (3, с. 16) Все это достигается простотой и лаконичностью композиций, нарядностью колористических решений, превалированием повествовательного и занимательного начал над символическим.
Патриархальность и отдалённость от официальных тенденций в искусстве также свойственна работам мастеров артели. Одной из официальных тенденций современного православного искусства является «цитатность образов» (7, с.7), т. е. стремление художников в своих произведениях сочетать черты иконописных стилей разных времён и народов, кого-то привлекает великий аскетический стиль XI века, кто-то ориентируется на традиции московской иконы XIV — XV веков, кого-то вдохновляет творчество А. Рублева и Дионисия, кто-то пытается комбинировать черты сразу нескольких древних традиций. Возможность ездить по миру и смотреть образцы, издание большого количества художественных альбомов, интернет-ресурсы позволяют художникам работать именно в этом ключе.
Все перечисленное выше чуждо городецкой иконе, мастера артели не разбрасываются на многоцитатность в своих работах, у них есть одна общая цель, к которой они все последовательно стремятся — возродить на городецкой земле именно городецкое иконописание, не привнося в него традиций из-вне. То, что древний Городец был крупным художественным центром отмечается исследователями нижегородской иконы (1, с. 20), однако особенности городецкой живописи, её стилистическая специфика до сих пор не описаны, а памятники древней иконописи, хранящиеся на сегодняшний день в разных музеях области приписываются городецкому происхождению с большей или меньшей долей вероятности. Поэтому в процессе движения к своей цели современные художники идут прежде всего интуитивным путём, какой была древняя городецкая икона на сегодняшний день доподлинно неизвестно, но те образцы, которые к ней приписываются, все отличаются яркостью, занимательностью и простотой сюжета, умеренной орнаментальностью и архаичностью рисунка, именно эти качества и сегодня характеризуют городецкую иконопись. Таким образом, художникам нечему подражать и нечего цитировать, у них есть лишь основа, на которую можно опираться.
Конечно, городецкая икона не идеальна, и ей, как и древней провинциальной иконе, свойственна некоторая ремесленность в художественных подходах, например, мастера артели часто не сами разрабатывают, а переводят рисунок на средник при помощи копировальной бумаги с ксерокопии иллюстрации иконы из альбома по древнерусской живописи. Тем самым компенсируется недостаточность художественного образования — многие иконописцы обучались письму икон только в стенах самой мастерской. Но по отношению к делу, стремлению к обретению стилистической цельности, содержательной глубины и доступности живописного языка, городецкие мастера заслуживают большого уважения.
Что дает подобный подход к созданию иконы развитию современного православного искусства нижегородского края? Прежде всего укрепление самобытности традиции, способствование обретению нижегородской иконой собственного обличья, не подражательного древнему, но каноничного и актуального на сегодняшний день. Такое чёткое и последовательное, во многом интуитивное, но органичное сегодняшним условиям развития следование городецких художников традициям провинциальной древнерусской иконописи, опора на местные художественные идеалы закладывает фундамент для выстраивания в будущем собственного стиля нижегородской иконы XXI века.

Made on
Tilda