В XVI—XVII столетиях русские плотники делали традиционные для крестьянских ремёсел сундуки, скамьи, табуреты, небольшие шкафчики и стулья[2]. В конце XVII века при московском дворе царя Алексея Михайловича появлялись «столы немецкие и польские» с резьбой и росписью по чёрному, золотому и серебряному фону. Причём роспись выполняли русские мастера.
С 1660-х годов в мастерских Оружейной палаты в Москве работали иностранные мастера, которые изготавливали дорогую мебель с применением техники фанерования, интарсии и орнаментальной резьбы. В начале XVIII века, в петровскую эпоху мебель для новых петербургских интерьеров привозили в основном из Голландии и Северной Германии, городов Ганзейского союза: массивные дубовые с резьбой «гамбургские» и «данцигские» шкафы, «гишпанские» кресла с бархатной обивкой или тиснёной кордовской кожей «гвадамасиле». При этом многие интерьеры сохраняли элементы русского быта конца XVII века.
Помимо привозной мебели делали и свою. Указом царя Петра I в 1721 году плотникам было предписано строить избы и селиться в Санкт-Петербурге на правом берегу реки Невы у впадения в неё речки Охты. Мастеров «приписывали» к Адмиралтейскому ведомству, поскольку они работали на корабельных верфях, но они оставались «вольными», поэтому подрабатывали, изготавливая мебель, в том числе дорогую, используя навыки резьбы по дереву. Отсюда названия: «охтенские мастера», «охтенская мебель», «корабельная резь». Со временем охтенские мастера стали делать и дорогую мебель по английским и французским образцам.
В 1716 году в Санкт-Петербург прибыл французский архитектор Жан-Батист Александр Леблон с целым штатом мастеров, среди которых был рисовальщик-орнаменталист и резчик по дереву Николя Пино. До 1740-х годов в Петербурге работал французский мебельщик Жан Мишель, обучавший русских мастеров. Из русских «охтенцев» известны плотники Носковы, Никифор Васильев и Матвей Яковлевич Веретенников. Оригинальным русским типом мебели является столик-бобик (название дано по столешнице, напоминающей форму боба). Такие столики делали охтенские мастера. За одним из «бобиков» по её собственным воспоминаниям любила по утрам работать Екатерина II. Столики снабжали выдвижными ящиками. Но мебели отечественного производства не хватало.
Позднее императрица Екатерина II, вспоминая время, когда она была ещё великой княгиней, жаловалась в своих записках на недостаток мебели: «Двор в то время был так бедно меблирован, что зеркала, стулья, столы и комоды перевозились из Зимнего дворца в летний, оттуда в Петергоф и даже ездили с ними в Москву. По дороге всё билось: ломалось… Приходилось сидеть на качающихся стульях, за столами на трёх ножках. И я решила мало-помалу покупать себе комоды, столы на собственные деньги».
В конце XVIII века в Петербурге действовали мастерские Андрея Мейера (упоминается с 1769 г.) и Христиана Мейера — немецкого мастера, который приехал в Санкт-Петербург в 1774 году из Копенгагена. Императрица Екатерина II закупала мебель в Париже у Жана-Анри Ризенера, мастера-мебельщика немецкого происхождения, ученика знаменитого Жана-Франсуа Эбена, также немца, королевского мебельщика при французском дворе Людовика XV. Ж.-А. Ризнер с 1774 года был поставщиком мебели переходного стиля от рококо к неоклассицизму для Людовика XVI в Париже.
Для интерьеров дворца в Павловске — усадьбы великокняжеской четы: Павла Петровича (будущего императора Павла I) и Марии Фёдоровны — мебель изготавливали русские мастера по рисункам швейцарского художника Анри-Франсуа-Габриэля Виолье, исполнявшего обязанности «инспектора кабинетов картин и эстампов». Виолье приехал в Россию из Вюртемберга, области на юго-западе Германии — родины Марии Фёдоровны, урождённой принцессы Вюртембергской. Мебель, спроектированная Виолье, близка французскому стилю Людовика XVI.
Поставщиком петербургского Двора в конце XVIII века был немецкий мастер Давид Рёнтген. В 1770 году он возглавил большую мастерскую в Нойвиде близ Кобленца (Рейнланд-Пфальц, западная Германия), затем работал в Париже. «Рёнтгеновская мебель» из красного дерева с маркетри и тонкими бронзовыми накладками была столь популярна, что её изготавливали и охтенские мастера, тоже именуя «рёнтгеновской». Давид Рёнтген приезжал в Петербург, сопровождая партии мебели, в 1784 и 1786 годах. Ныне эту мебель можно увидеть в Белом зале петербургского Эрмитажа.
Новая история русской мебели в Санкт-Петербурге периода классицизма и ампира начинается с приездом в Россию в 1790 году немецкого мастера Генриха Гамбса. Ученик Рёнтгена, Генрих Гамбс прибыл в российскую столицу вместе с Рёнтгеном, сопровождая партию мебели. Со временем продукция его мастерской стала так популярна, что появилось нарицательное выражение «гамбсова мебель». Магазин Гамбса находился сначала на Невском проспекте у Казанской церкви, затем на Большой Морской улице и на Итальянской улице «в собственном доме». Гамбс и его сыновья работали в России более полувека и создали целую эпоху и стилевое течение в мебельном искусстве. Магазины Гамбса становились достопримечательностью Петербурга, покупать в них мебель считалось престижным.
Генрих Гамбс усвоил приёмы мебельщиков французского неоклассицизма второй половины XVIII века: прямые линии, простые силуэты, бронзовые накладки в виде тонких изящных цветочных гирлянд и листьев, использование красного дерева и маркетри из тонкого шпона разных пород. На паях с австрийским коммерсантом Ионафаном Оттом он открыл в Петербурге собственную мастерскую, до 1800 года она называлась «Отт и Гамбс», позднее фамилия Отт исчезла из названия. Вначале Гамбс повторял лучшие образцы своего учителя, подражал французской мебели стиля «жакоб».
Одно из ранних произведений «Отта и Гамбса» 1790-х годов — бюро чёрного дерева с вставками из стекла и золотой фольги: эгломизе, хранящееся в Павловском дворце. В 1794 году по рисунку архитектора В. Бренны и его помощника К. Росси мастерская «Отт и Гамбс» выполнила стол-бюро для императора Павла I. Столешница на ножках токарной работы из слоновой кости мастера Н. Фрая украшена миниатюрным храмом-портиком с колонками слоновой кости и отделкой из янтаря. Внутри храма — бронзовая фигурка Весты, древнеримской богини домашнего очага.
Шедевром мастерской Гамбса стало бюро из красного дерева в ампирном стиле с цилиндрической крышкой, секретными механизмами и часами с музыкой. Его изготавливали в течение двадцати лет (1795—1815) в качестве заочного соревнования с таким же бюро, созданным Д. Рёнтгеном в 1783 году. Ныне бюро экспонируется в Зале Гамбса Зимнего дворца в Санкт-Петербурге.