В 1793 году императрица Екатерина II заказала на Императорском фарфоровом заводе большой сервиз (на 60 персон, более 1000 предметов), предназначавшийся для секретаря кабинета графа Александра Андреевича Безбородко. Однако граф скончался в 1799 году и сервиз передали в собственность императорского кабинета, отсюда его название «Кабинетский». Форма предметов и композиция декора напоминают «Арабесковый сервиз», но в этом выдающемся произведении достигнут идеал классицистического стиля — гармония силуэта, немногочисленных лепных деталей — маскаронов, и росписей, скомпонованных в круглые и овальные медальоны. Довершают композицию обрамления в виде широких поясов, в которых по золотому фону написаны пышные гирлянды ярких полевых цветов. Художественную особенность сервизу придаёт сочетание русского цветочного мотива и пейзажей в медальонах, которые представляют виды Рима по мотивам гравюр Джузеппе Вази и его лучшего ученика Джованни Баттиста Пиранези. Произведения последнего императрица Екатерина II ценила более других и имела в своём собрании все альбомы его гравюр. На оборотных сторонах предметов имеются подписи на русском и французском языках (наименования изображённых памятников). Некоторые римские здания позднее были утрачены и поэтому изображения «Кабинетского сервиза» со временем приобрели особую иконографическую ценность. В состав сервиза входят скульптурные украшения из бисквита, выполненные по моделям Жака-Доминика Рашетта: восемь скульптурных групп на классические темы, среди них: Меркурий (по образцу «Отдыхающего Гермеса» работы Лисиппа конца IV в. до н. э.), Амур и Психея, «Свадьба Альдобрандини» (две фигуры по античной фреске «Альдобрандинская свадьба»).
«Кабинетский сервиз» стал в истории русского фарфора «рубежным». Его начали создавать в конце XVIII века в екатерининское время, дополняли в правление Павла I, а завершали в начале XIX столетия, в период александровского классицизма (1801—1825). По указу императора Александра I работу над сервизом завершили к 1803 году. Многие предметы со временем заменяли, существуют различные варианты сочетания форм и росписи (это было обычной практикой), что делает их «ещё значительнее и многообразнее с художественной точки зрения».
В 1798—1799 годах для Павла I на Императорском заводе создали «Юсуповский сервиз». Он был заказан для Императорского кабинета самим управляющим заводом князем Николаем Борисовичем Юсуповым, отсюда название. Для этого заказа использовали формы «Кабинетского сервиза» (650 предметов), но снабдили другой росписью, сохранив композиционный принцип и тему — виды Италии. На бордюрах появились растительные завитки золотом и рисунок греческого меандра.
В 1801—1826 годах управляющим Императорским заводом был граф Дмитрий Александрович Гурьев. Он призвал на завод новых художников и технологов. Так с 1808 года на заводе трудился французский живописец и скульптор-модельер Анри-Альбер Адам. Родом из Женевы, он был живописцем Севрской фарфоровой мануфактуры[16]. Адам одним из первых ввёл в искусстве русского фарфора технику миниатюрной пунктирной росписи по живописным оригиналам западноевропейских и русских художников. Его произведения отличаются особенной тонкостью техники и изысканностью колорита.
В 1816 году руководителем живописной мастерской петербургского завода стал другой выходец из Севра — Ж.-Ф. Свеба́х. Этот мастер привнёс в искусство русского фарфора черты французского стиля ампир и широкую, свободную манеру письма, отчасти напоминающую акварель. Вместе с ним в Петербурге трудился его сын, также живописец по фарфору, Бернар-Эдуар Свебах (1800—1870).
С 1796 года в России работал швейцарский живописец, рисовальщик, скульптор и знаток керамического производства Жан-Франсуа-Ксавье Хаттенбергер, или Франц Иванович Гаттенбергер (1760—1820). С 1802 года он сотрудничал с Императорским фарфоровым заводом, в 1803—1806 годах был его директором. Гаттенбергер реорганизовал техническую часть завода, создавал скульптурные модели, рисунки ваз, пьедесталов, настольных украшений в пышном стиле французского ампира. Римские мотивы сочетаются в проектах Гаттенбергера с «этрусскими», «помпеянскими» и «египетскими». Его манера — резкая, жёсткая, и многие проекты для фарфора кажутся предназначенными для бронзы.
Одной из важнейших особенностей русского декоративно-прикладного искусства начала XIX века является стилеобразующая роль выдающихся архитекторов русского классицизма. Так например, важное значение для работы мастеров Императорского фарфорового завода имело творчество двух выдающихся архитекторов периода александровского классицизма: Андрея Никифоровича Воронихина и Жана-Франсуа Тома де Томона. Ровесники, русский и француз, вынуждены были конкурировать и в архитектурном творчестве, и в декоративно-прикладном искусстве. Оба числились инвенторами и дессинаторами (сочинителями и рисовальщиками) на Императорских фарфоровом и стеклянном заводах.
Одно из лучших произведений фарфорового завода тех лет — вазу «Сплетницы» — в разное время относили то к творчеству Воронихина, то к работам Тома де Томона (похожие рисунки есть у обоих художников). Ныне считается, что она выполнена по эскизу французского художника «этрусского стиля» Жана-Демосфена Дюгура (1749—1825), который в России не был, а проект, скорее всего, разрабатывал Воронихин.
С 1815 года модельером на заводе работал скульптор Алексей Ильич Воронихин (1788—1846), племянник архитектора. Скульптурные детали фарфоровых ваз по рисункам А. Н. Воронихина обычно выполнял выдающийся академический скульптор Степан Степанович Пименов.
С 1809 года Пименов руководил модельной мастерской Императорского фарфорового завода. С его именем связан шедевр в искусстве русского фарфора — Гурьевский сервиз (заказанный в 1809 году графом Д. А. Гурьевым, в то время директором завода, для Императорского кабинета). Большой столовый сервиз был рассчитан на 50 кувертов (сохранилось около 820 предметов). Сервиз создавали в период национального романтизма и вначале он именовался «русским», или «Сервизом с изображением российских костюмов», с 1824 года — «Гурьевским». Скульптурную часть выполнял главный модельмейстер Пименов, живописную на тему «Народы России» — А. А. Адам с помощниками, заканчивал с 1813 года Ж.-Ф. Свебах. Опоры чаш, ваз, конфетниц Пименов сделал в виде мужских и женских фигур из позолоченного фарфора, по-академически антикизированных, но «одел» их в русские национальные костюмы. В 1817 году в связи с работой над сервизом Пименов создал парные фигурки «Водоноски» (по мотивам картин А. Г. Венецианова) и «Разносчика фруктов» — "оригинальные и в то же время типичные произведения русского романтического классицизма первой трети XIX века. Cуществует несколько вариантов росписи этих фигур: «бланжевых» (телесного цвета), белых с золотой «доводкой» и полихромных.
Прообразом композиции стал Олимпийский сервиз, изготовленный на французской мануфактуре в Севре и подаренный в 1807 году Наполеоном Бонапартом российскому императору Александру I. Но предметы Гурьевского сервиза интересны «национальной росписью», представляющей «русские типы».
В росписи десертных тарелок Гурьевского сервиза принимал участие Анри-Альбер Адам. В обрамлениях насчитывают свыше девяноста образцов античного орнамента, как и в Олимпийском сервизе, золотом по красно-коричневому тону, — таким знатоком античности мог быть только Тома де Томон, дессинатор (рисовальщик) завода.
Для изображения «русских типов» использовали альбом из ста раскрашенных от руки офортов «Живописное представление обычаев, костюмов и бытовых сцен русских», изданный в 1803—1804 годах в Лондоне по рисункам английского художника Джона Августа Аткинсона, который в 1784—1801 годах жил в Санкт-Петербурге и путешествовал по России[21]. В качестве иконографического источника использовали также рисунки К. Г. Гейслера, немецкого рисовальщика и гравёра, в 1790—1798 годах бывшего в России. Пейзажи на вазах и бутылочных передачах писали по картинам русских живописцев Ф. Я. Алексеева, Ф. М. Матвеева, С. Ф. Щедрина и по гравюрам С. Ф. Галактионова.
Последующие сервизы Императорского завода варьировали удачно найденные композиционные приёмы Гурьевского сервиза. В 1817 году по случаю бракосочетания Великого князя Николая Павловича (будущего императора Николая I) и дочери прусского короля Фридриха Вильгельма III (Александры Фёдоровны, в девичестве Фредерики Луизы Шарлотты) изготовили Николаевский сервиз. Сервиз находился в Николаевском (Аничковом) дворце, интерьеры которого по этому случаю заново оформил К. И. Росси в стиле русского ампира. Сплошная позолота пятнадцати декоративных аллегорических фигур, несущих вазы (они олицетворяют супружеское счастье и благополучие) гармонировали с отделкой интерьера.
В 1819—1822 годах для Великого князя Михаила Павловича (брата Николая I) аналогично предыдущему создали Михайловский сервиз. В 1823 году для императора Александра I — Елагиноостровский, также с классицистическими фигурами (по велению императора сервиз находился во дворце на Елагином острове).
В 1824 году для Большого петергофского дворца на Императорском заводе создали парадный сервиз (около 1,5 тысяч предметов столовой и десертной частей). Подставки ваз и конфетниц выполнены С. С. Пименовым в виде аллегорических и мифологических фигур. Росписи — изображения пригородных дворцов и парков, портреты членов императорской фамилии — обрамлены серовато-сиреневым поясом с золочёным орнаментом — цветами и листьями. В 1857—1858 годах сервиз передали в малый дворец Бельведер в верхнем Петергофе, находящийся в местности Бабигон (искаж. финск. Pappigontu —"Пастырский холм"), откуда его позднейшее название — Бабигонский. Ныне от сервиза сохранилось около ста предметов, находящихся в разных музеях.
В 1827 году на заводе по заказу Николая I для матери императора — Марии Фёдоровны и её дворца в Павловске создали Гербовый сервиз. Скульптурные модели Гербового сервиза выполнили С. С. Пименов и А. И. Воронихин. В 1828 году появился Золотой сервиз, ампирный стиль которого ныне в экспозиции Большого дворца в Павловске гармонирует с архитектурой В. Бренны и скульптурой М. И. Козловского. Многие изделия Императорского фарфорового завода первой трети и середины XIX столетия характерны обилием позолоты и цветочной росписи, имитацией в фарфоре позолоченной бронзы или цветного камня; причудливым сочетанием западноевропейских и русских мотивов.
В 1813 году после смерти архитектора Тома де Томона место рисовальщика Императорских фарфорового и стеклянного заводов занял выдающийся зодчий Карл Росси.