Стекло не является столь же распространённым материалом в русском народном искусстве как, к примеру, дерево, ткани или глина (керамика). В XVII—XVIII веках стеклянную посуду делали в южно-русских и западных землях, на Украине, и такое стекло называли «гутным» (пол. huta, от др.-верхн.-нем. hutte — плавильная печь)[1]. В сущности украинское гутное стекло близко так называемому «лесному стеклу», или «вальдглас» (нем. Waldglas — лесное стекло), которое делали в Южной Германии: в Баварии, Тюрингии, Гессене, Вюртемберге, Саксонии и Силезии, а также родственно богемскому стеклу XVI—XVIII веков, в котором один из компонентов (сода) заменён содержащим калий поташем (карбонатом калия). Последний получали из древесной золы, продуктов сгорания дуба и бука. Украинское, как и немецкое «лесное стекло», из-за примесей железа имеет тёмный, зеленовато-синий, иногда почти чёрный цвет.
Тёмный цвет украинского гутного стекла стимулировал искусство многокрасочной росписи белыми, красными, жёлтыми эмалями. Такое стекло называли черкасским, по одному из центров производства — городу Черкассы, основанному во второй половине XIII века южнее Киева на правом берегу реки Днепр.
В царствование Алексея Михайловича Романова в 1669 году в селе Измайлово, загородной резиденции царя (ныне восточная окраина Москвы), устроили «Стеклянный завод». Ранее, в 1630 году стекольное производство близ Москвы, в селе Воскресенском, организовал шведский пушечных дел мастер Юлиан Койет. Сырьём для варки стекла служили местный песок в устье речки Истры, древесная зола и белая глина, которую привозили из Гжели.
На Измайловском заводе работали специально вызванные царём венецианские мастера. Наряду с обычной посудой изготавливали уникальные «потешные» изделия — стаканы, из которых нельзя было выпить не облившись, «свистящие сосуды», издававшие звуки при переливании жидкости, кубки с лепными фигурными деталями, отчасти напоминающие венецианские. Они так и назывались — венецианскими. Завод успешно действовал до 1730-х годов, но обслуживал только потребности царского двора.
В 1704 году в ходе Северной войны на отвоёванных у шведов приневских землях, в Ямбурге, крепости на правом берегу р. Луги (в 120 км к юго-западу от строящегося Санкт-Петербурга) указом царя Петра I был основан Ямбургский стеклянный завод. Его владельцем стал ближайший сподвижник государя «светлейший князь» Александр Меншиков. Второй завод устроили неподалёку, в селе Жабино. Заводы должны были удовлетворить потребности двора в стеклянной посуде, прежде всего в царственных кубках, «на зависть господам иностранным министрам», наподобие голландских и богемских. Такие кубки делали в Амстердаме, Праге и Нюрнберге — высокие толстостенные, с колоколообразным туловом, на точёных балясовидных ножках, иногда с крышками. В России подобные кубки получили название «петровских». Они одинаково типичны для богемского, саксонского и русского, или «петровского», барокко первой четверти XVIII века. Кубки украшали матовой гравировкой или алмазным пунктированием (подобно голландским) — эмблемами, гербами с двуглавыми орлами, портретами, изображениями кораблей российского флота с девизами и заздравными надписями.
В собрании музея в Павловске хранится прямоугольный штоф с гербом и стакан с росписью цветными эмалями. На стакане надпись: «Виватъ царь Петръ Алексеевичъ».
Гравировку в 1713—1723 годах выполняли немецкий мастер Йоханн (Яган) Меннарт и два русских ученика. Особенно знаменит известный ныне лишь по литературным описаниям огромный «Кубок большого орла», который царь шутки ради наполнял до верха водкой и предлагал выпить до дна иностранным посланникам. Те, не смея отказаться, после этого валились под стол. В петергофском дворце Монплезир хранится стеклянный кубок ёмкостью 1 литр 125 граммов. Он украшен рисунком в технике травления и латинской надписью: «Tandem bona causa triumphat» («Доброе дело всегда побеждает»).
Кроме кубков, стаканов и стоп на Ямбургском заводе делали фонари для кораблей, зеркала и оконные стёкла. В 1723 году на заводе выполнили ответственный заказ — стеклянные колокола для «музыкального фонтана» в Петергофе по рисунку Д. Трезини. Один из них сохранился и находится в Русском музее в Санкт-Петербурге. После смерти царя Петра (1725) и ссылки Меншикова в Сибирь, в Берёзов (1727), конфискованные заводы перешли в казну, а затем были закрыты. В 1730 году новый завод отдали в аренду английскому торговцу Вильгельму Эльмзелю. В 1735 году предприятие вместе с мастерами перевели на фабрику Эльмзеля в Санкт-Петербурге, устроенную на берегу р. Фонтанки.
С 1730-х годов гравировку дополняли чернением специальной краской — шварцлотом (нем. Schwarzlot, от schwarz — тёмный и löten — паять, плавить) — приготовляемой из окислов меди и железа с последующим обжигом, позолотой и росписью цветными эмалями. С 1736 г. на заводе Эльмзеля работали немецкий гравёр Ханс Фёрштель и его сын Иоганн. В 1738 году завод поступил в казну. В 1774 году его перевели в село Назью близ Шлиссельбурга (в Петербурге осталась мастерская для шлифовки и гравировки изделий).