Тауширование

Древние корни.
Археологи находят образцы тауширования, датируемые III–II тысячелетием до нашей эры.
Это свидетельствует о том, что технология существовала задолго до появления многих современных методов обработки металла.

Декорирование металла: инкрустация и тауширование

Человек всегда стремился украшать окружающий мир. Особое внимание уделялось значимым предметам: ритуальным, оружию, украшениям. Их изготавливали из ценных металлов.
Существует множество техник декора металла. Мы сосредоточились на двух: инкрустации и таушировании. Эти термины часто используют как взаимозаменяемые, но они обозначают разные методы.

Особенности техник
Техника инкрустации/тауширования включает два вида: набивную и врезную. Каждая имеет свои особенности исполнения.
Мы предложили называть врезную технику "инкрустацией", а набивную — "таушированием". Это позволит точно описывать процесс декорирования.
Разграничение понятий помогает понять, как именно выполнен декор предмета. Это важно для археологических исследований и анализа произведений искусства.
Такой подход способствует более точному описанию технологий и сохранению исторического наследия.
Изучение инкрустации и тауширования позволило уточнить их определения. Разделение техник упрощает понимание процессов декорирования металла.
Таушировка: а – формирование канавки с помощью зубильца или чекана; б – нанесение дополнительных бороздок зубильцем; в – гравирование канавок шпицштихелем; г – выполнение канавок флахштихелем и болтштихелем; д – скашивание стенок шпицштихелем; е – вколачивание вкладки в канавки
тауширование
Насечка (таушировка) - своеобразный, очень древний прием украшения драгоценными металлами бронзовых и стальных изделий. Представляет собой уникальную технику декорирования, при которой более мягкий металл с низкой температурой плавления вплавляется или вдавливается в основной материал. Этот способ применялся для декорировки художественных изделий, предметов бытового назначения, боевого снаряжения: мечей, кинжалов, щитов, шлемов, а позднее и огнестрельного оружия.

Сущность процесса заключается в том, что наружные поверхности предметов насекаются (отсюда и название) и на эти поверхности набивается золотой или серебряный узор - тончайший орнамент из завитков и стилизованных растений, изображения животных, птиц или человека. Иногда в этой технике воспроизводились целые сцены из нескольких фигур, а также осуществлялись различные орнаментированные надписи, например древнеславянские вязи, выполненные русскими мастерами, или изречения из Корана на восточных изделиях.
Символика цвета.
Выбор металла для инкрустации был не случаен: золото символизировало богатство и власть, серебро — чистоту и благородство, а медь — жизненную силу.
Историческая ценность тауширования
Техника тауширования имеет глубокие исторические корни и широко применялась в культурах разных народов на протяжении веков. Её истоки восходят к древнегреческой хризографии — искусству инкрустирования бронзовых изделий золотом и серебром. Первые образцы подобного декора встречаются ещё в древнеегипетской и крито-микенской культурах, что подчеркивает её древность и универсальность.
В Средние века тауширование получило особое распространение в Персии, Индии и странах Ближнего Востока. Здесь оно активно использовалось для украшения роскошных доспехов и холодного оружия, превращая их в настоящие произведения искусства. Позже эта техника пришла в Европу, где стала неотъемлемой частью декора рыцарских доспехов и парадного оружия.
С IX–XII веков тауширование стало применяться для украшения железных и стальных предметов, достигнув своего расцвета к XVII веку. Яркие примеры этого мастерства можно увидеть в Государственной Оружейной палате Московского Кремля, где хранятся уникальные образцы древнего вооружения, украшенного с помощью этой техники. Эти памятники истории наглядно демонстрируют высочайший уровень мастерства древних ремесленников и эстетическую ценность тауширования как искусства.

Интересно, что тауширование не только служило декоративным целям, но и имело символическое значение. Узоры часто рассказывали истории, передавали семейные традиции или обозначали статус владельца. Например, изображения драконов, львов или птиц могли символизировать силу, мужество или свободу.

Исторически насечка происходит от так называемой "хризографии". Этим термином в Древней Греции называли своеобразный прием инкрустации бронзовых изделий золотом и серебром. Наиболее древние образцы хризографии относятся еще к древнеегипетской и критомикенской культуре, например бронзовая статуэтка египетской царицы Каромамы (Новое царство), украшенная золотой насечкой.

Известны также бронзовые кинжалы, инкрустированные золотом, хранящиеся в Каирском музее, и бронзовое кресло из Неаполитанского музея, инкрустированное серебром (начало нашей эры), а также бронзовые предметы из раскопок Помпеи, украшенные этим же приемом.

Начиная с IX и X вв. украшение золотыми и серебряными узорами распространяется на железные предметы. Особого расцвета техника золотой насечки по стали достигает к XII в. Образцы, относящиеся к этому периоду, известны в Древней Руси, Византии, Сирии, Иране, Китае, Японии, а также в искусстве Кавказа и средневековой Европы. Особого расцвета достигает техника золотой насечки в XVI и XVII вв., что подтверждают замечательные памятники древнего вооружения, хранящиеся в Государственной Оружейной палате Московского Кремля.

В настоящее время в Советском Союзе золотую насечку применяют в своих работах мастера-художники из аула Кубачи (в Дагестане) и г. Златоуста на Урале; не забыта она и тульскими и ижевскими оружейниками. Сохранилась техника золотой насечки и за рубежом. Примеры ее можно встретить в современном прикладном искусстве Чехословакии, Италии, Испании, а также Китая и Японии.
Значение узоров.
Тауширование не только служило декоративным целям, но и имело символическое значение: узоры часто рассказывали истории, передавали семейные традиции или обозначали статус владельца. Например, изображения драконов, львов или птиц могли символизировать силу, мужество или свободу.
Применение тауширования
Художественные предметы:
Техника часто использовалась для создания роскошных сосудов, подносов, рамок для зеркал и других предметов интерьера.

Вооружение и доспехи:
Мечи, кинжалы, шлемы и щиты украшались таушированием, чтобы подчеркнуть статус владельца и его мастерство. Например, японские самураи нередко заказывали свои катаны с инкрустированными узорами, символизирующими их род или философию.

Огнестрельное оружие:
В эпоху Возрождения и позднее тауширование стало популярным способом украшения ружей и пистолетов. Роскошные узоры превращали оружие в произведения искусства.
Ювелирные изделия:
Метод также применялся для создания ювелирных украшений, таких как браслеты, кольца и диадемы.
Интересные факты о таушировании
Древние корни: Археологи находят образцы тауширования, датируемые III–II тысячелетием до нашей эры. Это свидетельствует о том, что технология существовала задолго до появления многих современных методов обработки металла.
Техника тауширования:
искусство контрастного декора

В процессе тауширования на поверхности основного материала создаются углубления, предназначенные для размещения и вдавливания более мягкого металла. Эстетический эффект достигается за счет цветового контраста между основным материалом и вставкой. В результате готовое изделие приобретает вид единого слоя, где узор из цветного металла кажется нарисованным на основном материале.
Для достижения качественного результата важно соблюдать определенные требования к материалам:
  • Цвет основы и вставки должен быть контрастным, чтобы узор четко выделялся.
  • Материал для вставки должен быть мягче основного, чтобы его можно было легко втиснуть в углубление.
Наиболее впечатляющие результаты получаются при таушировании золота или серебра в сталь. Однако для украшения стальных изделий также успешно применяют медь, латунь, мельхиор и алюминий. В качестве основы могут использоваться бронза или латунь, которые декорируются серебром или медью.
Процесс начинается с создания эскиза узора на бумаге в натуральную величину, который затем переносится на поверхность основного металла. Для обеспечения надежной фиксации вставки ее поперечное сечение выполняется в форме трапеции, расширяющейся книзу. Углубления в основном материале также должны соответствовать этой форме. Создание таких углублений осуществляется с помощью различных технических методов, что требует высокой точности и мастерства.
Таким образом, насечка — это не только способ декорирования, но и искусство, требующее внимания к деталям и гармонии материалов.
Шапка ерихонская Михаила Фёдоровича (1621 год) на марке России 2006 года. Мастер Н. Фёдоров. Сталь, золото, драгоценные камни, жемчуг, чеканка, резьба и насечка.
тауширование
Гравирование углублений штихелями.
Заостренным с одной стороны штихелем, который держат слегка наклонно, наносят соответственно рисунку углубления. После того как углубление вырезано со скосом одной стороны, аналогично подрезают другую сторону. Таким образом, углубление имеет в сечении форму ласточкиного хвоста.
Гравирование углубления химическим и электрохимическим методом. Сначала поверхность основного металла гравируют путём стандартного химического или электрохимического травления, после чего штихелем подрезают боковые стенки так, чтобы канавки имели трапециевидное сечение, — и изделие готово для инкрустации другим металлом.

Рубка углубления зубилом. Для работы зубило должно быть остро отточено; его держат между большим и двумя первыми пальцами и перемещают так, чтобы при ударе оно уходило рабочим концом вперед. Возникающие при этом стружки удаляют. Зубило должно производить углубление равномерно, на одну и ту же глубину. Полученная выемка должна иметь квадратное сечение, а края благодаря ударам — приобретать небольшую выпуклость. Эта выпуклость и удерживает вкладку. Для этого шероховатым чеканом проводят по краю вертикальных стенок так, чтобы прижать материал и этим повысить удерживаемость вкладки.
После этого укрепляют вкладку. Для инкрустации необходима круглая проволока, которая по толщине соответствует ширине углубления и слегка выдается над его краями. У вытравленных или выгравированных механически желобков, которые расширяются книзу, конец проволоки закрепляют на конце углубления. Его крепят легким ударом молотка, затем укладывают проволоку на следующем участке и вновь ударяют молотком. Так, отрезок за отрезком укладывают проволоку, пока рисунок не заполнится по всей длине. Мягкий вставной металл в результате ударов молотка полностью входит в углубление и заполняет трапециевидный паз без зазора. После вкладки проволоки рисунок еще раз уплотняют молотком, особенно по краям, чтобы сгладить возможные неровности и гарантировать прочное закрепление.
Если углубления сделаны зубилом, поступают следующим образом: после того как проволока на небольшом участке уложена в канавку, проходят шероховатым чеканом по основному металлу с обеих сторон рядом с вложенной проволокой. Благодаря этому выступы, располагающиеся по краям углубления, прижимаются к вкладке с обеих сторон. Затем чеканом еще раз обрабатывают основной металл вокруг вкладки и окончательно прижимают вложенную проволоку.
После полного заполнения рисунка вкладкой поверхность изделия шлифуют и полируют. Если в качестве основы используют сталь, то её тонируют в сине-серый цвет. Иногда насечку на изделии дополнительно рассекают туповатым зубилом. Эта операция придает изделию своеобразный вид.
Кроме насечки золотом, серебром и драгоценными сплавами широко применяют и обычные цветные металлы и их сплавы. В частности, весьма оригинально смотрится насечка алюминием по стали. Алюминиевая проволока хорошо держится в углублении, легко полируется и образует красивый светлый рисунок на темном стальном фоне, несколько напоминающий насечку серебром.
Интересные факты о таушировании
Мастера-ремесленники: В средневековых городах мастера тауширования пользовались огромным уважением. Их работа считалась одной из самых сложных и трудоемких.
Тауширование (инкрустация).
Всечка.
Всечка - это процесс украшения или декорирования изделий из дерева и металла драгоценными или цветными металлами. Осуществляется заподлицо с поверхностью изделия.

В зависимости от того, каким инструментом и как выполняется углубленный рисунок и накладывается металл. Всечка подразделяется на две разновидности. Рисунок вырезается штихелем. Отличается чистотой и верностью контура. Затем, в соответствии с углубленным рисунком, на стали подготавливают отдельные фрагменты будущего узора. После того, как отдельные детали композиции (завитки, листья и т. д.) готовы, каждую из них кладут на подготовленное для нее углубление и вбивают молотком, заподлицо. Работа заканчивается полировкой всего изделия.

Рисунок выполняется зубилом. Эта технология мало отличается от предыдущей. Резать твердую булатную сталь очень трудно, рубить ее значительно легче и быстрее. Однако рисунок, выполненный в вырубной технике, всегда несколько упрощен.

Кроме того, при вырубной технике рисунок иногда отделывается чеканами, что предает золотому узору особую пластичность и эффективность.

Инкрустация или тауширование.
Инкрустация - это своеобразный древний прием украшения драгоценными металлами деревянных, бронзовых и стальных изделий (предметов бытового назначения, боевого снаряжения: мечей, кинжалов, щитов, шлемов и огнестрельного оружия).

Сущность процесса заключается в том, что наружные поверхности предметов насекается и на эти поверхности набивается золотой или серебряный узор (орнамент из завитков и стилизованных растений, изображений животных, птиц или человека).

Набивная или поверхностная таушировка (насечка). Это технология отличается от всечки тем, что для ее выполнения не требуется предварительно вырезать углубления под рисунок. Металл набивается непосредственно на поверхность изделия, которое предварительно насекается зубилом.

Узор из драгоценных металлов может быть подготовлен заранее, а может укладываться из проволоки непосредственно в процессе набивки прямо с молотка.

Ленточная таушировка.

Это наиболее древний прием из набивной таушировки. Он относится к тем отдаленным временам, когда еще не умели волочить проволоку и вместо нее изготавливали тонкие полоски.

Таушировка волоченной проволокой.

Этот прием выполняется в современное время. При этом методе нет необходимости заготавливать элементы рисунка заранее. Проволоку укладывают непосредственно с молотка и обрезают ее после того, как определен участок рисунка.

В современных условиях насечки проволокой производят по предворительно сделанным углублениям, которые выполняются различными техническими приемами, чаще всего штихелем или зубилом. А также травлением с последующей доработкой, штихелем или чеканами.

Листовая таушировка.

Этот способ напоминает инкрустацию. Рисунок также, кА при инкрустации, вырезается целиком или по частям из листового металла. Но подготовленного углубления для него не делается.

Рисунок накладывается на взъерошенную насечкой поверхность, вбивается молотком в заусенцы насечки.

Таушировка с последующей наводкой.

Для того чтобы скрыть отдельные ряды проволоки и придать орнаменту большую цельность, золотой амальгамой слегка наращивают рельеф и это придает своеобразный эффект всему рисунку. Амальгама аккуратно накладывается по линиям рисунка и изделие нагревается для испарения ртути.

Кроме драгоценных металлов и их сплавов применяют и обычные цветные металлы и их сплавы (медь, латунь).
Коробочка для хранения листьев бетеля выполнена в индийской технике кофтгари. Джодхпур, Раджастан, XIX век. Музей Мехрангарха
тауширование
Известные инкрустаторы, чьи работы оказали значительное влияние на развитие искусства и техники инкрустации
Бенвенуто Челлини (Benvenuto Cellini) — знаменитый итальянский ювелир эпохи Ренессанса. При изготовлении украшений из золота и драгоценных камней мастер очень часто использовал технику инкрустации. К огромному сожалению, большинство произведений Челлини безвозвратно утеряны для потомков.

Андре-Шарль Буль (André Charles Boulle) — гениальный французский художник. Современники называли его ювелиром мебели за изысканность работ, а в наши дни произведения искусства, созданные в стиле Буль, по праву считаются вершиной техники интарсии.

Эусебио Зулоага (Eusebio Zuloaga) — испанский оружейный мастер, основоположник современного европейского дамаскинажа. Зулоага специализировался на создании уникального инкрустированного оружия — аркебуз, а три его сына стали известными художниками в сфере живописи, керамики и изделий из металла.

Робер Жюстен (Robert Juvin) — французский мастер эпохи Ренессанса, известный своими ювелирными изделиями с инкрустированными драгоценными камнями. Его работы отличались тонкой проработкой деталей и использованием сложных техник гравировки и инкрустации.

Фаберже (Carl Fabergé) — легендарный русский ювелир, чьи произведения стали символом роскоши и мастерства. Фаберже активно применял инкрустацию в своих работах, особенно в знаменитых пасхальных яйцах, украшенных золотом, платиной, эмалью и драгоценными камнями.

Генрих Мозер (Heinrich Moser) — швейцарский часовщик и ювелир, создавший уникальные часы с инкрустированными циферблатами и корпусами. Его изделия высоко ценились среди европейской аристократии.

Луиджи Валадье (Luigi Valadier) — итальянский мастер XVIII века, прославившийся своими работами по инкрустации мебели, предметов интерьера и религиозной утвари. Он часто использовал комбинацию металлов, мрамора и полудрагоценных камней.

Андрей Нартов — русский механик и изобретатель, живший при дворе Петра I. Помимо создания сложных механизмов, он занимался художественной обработкой металла, включая инкрустацию изделий серебром, золотом и перламутром.

Жан Ламур (Jean Lamour) — французский мастер XVIII века, известный своими работами по декорированию мебели и интерьеров. Его стиль характеризуется сочетанием инкрустации с позолотой и резьбой.

Микеланджело Маэстро (Michelangelo Maestri) — итальянский мастер эпохи барокко, который специализировался на инкрустировании мебели и предметов быта слоновой костью, перламутром и драгоценными металлами.

Эти мастера не только оставили после себя уникальные произведения искусства, но и внесли неоценимый вклад в развитие техник инкрустации, которые продолжают вдохновлять современных художников и ремесленников.
Антикварные магазины москвы

Купить антиквариат
в Москве

Уникальные сокровища в сердце Москвы.
Москва — город, где история и современность переплетаются. Здесь каждый уголок хранит следы прошлого. Одним из таких мест является антикварный магазин на улице Трофимова, дом 29.

Почему выбрать наш магазин?
Наш магазин — это портал в прошлое. Здесь вы прикоснетесь к истории, искусству и культуре разных эпох. Удобное расположение и широкий ассортимент удовлетворят даже искушенных коллекционеров.

Адрес: улица Трофимова, дом 29.
Это место сочетает антиквариат и комфорт. Каждый посетитель может не спеша осмотреть экспонаты и получить консультацию экспертов.

Что представлено в магазине?
В нашем ассортименте предметы антиквариата различных категорий:

Старинная мебель : комоды эпохи ампир, стулья времен Людовика XV. Каждый предмет — произведение искусства.
Картины и графика : работы известных и малоизвестных мастеров.
Фарфор и керамика : сервизы, вазы, статуэтки, сохранившие красоту.
Ювелирные изделия : украшения с драгоценными камнями для подарков или инвестиций.
Книги и документы : редкие издания, рукописи, автографы.

Как купить антиквариат?
Посетите магазин лично.
Наши консультанты помогут разобраться в особенностях каждого предмета.

Используйте онлайн-каталог.
На сайте представлены фото, описания и цены. Вы можете оформить заказ или связаться с экспертами.

Получите консультацию.
Наши специалисты проверят подлинность, расскажут историю и дадут советы по уходу.

Почему антиквариат выгоден?
Покупка антиквариата — это не только украшение дома или пополнение коллекции, но и инвестиция. Стоимость редких предметов растет на 10–20% ежегодно. Особенно ценятся старинные картины и ювелирные изделия.

Интересные факты о магазине
В ассортименте есть предметы, принадлежавшие историческим личностям.
Мы регулярно обновляем коллекцию, делая каждый визит уникальным.
Сотрудничаем с реставраторами для сохранения первозданного вида предметов.

Как добраться?
Адрес: улица Трофимова, дом 29. Ближайшая станция метро — "Автозаводская". Также можно доехать на автомобиле.

Приглашаем вас в гости!
Хотите прикоснуться к истории или найти уникальный подарок? Посетите наш магазин.

Адрес: улица Трофимова, дом 29
Телефон: +7 (901) 780-09-61, +7 (901) 780-06-93
Сайт: www.антиквариат29.рф
Режим работы: пн-вс, с 11:00 до 17:00

Приходите и станьте частью истории!
Made on
Tilda