Великоустюжское чернение
по серебру

Великоу́стюжское черне́ние по серебру́ — российская народная художественная ремесленность, возникшая в XVII веке в Великом Устюге (в настоящее время — районный центр в Вологодской области). Состоит в оформлении чернёнными орнаментами различных серебряных предметов (например, портсигаров, подстаканников, столовых и кухонных наборов).
Технология
Общие принципы
Основа метода чернения заключается в следующем:
В предмете вырезаются, выделяются или протравливаются небольшие ямки.
В созданный рисунок встраивают сплав, состоящий из серебра, меди, свинца и серы.
Существуют различные варианты изготовления сплава, его наложения и плавления.
Особенности чернения в Великом Устюге
Согласно некоторым источникам, знатоки этого населенного пункта применяют самую старую из известных на сегодняшний день методик. Устюгская техника чернения всегда заметно отличается от изделий московских и питерских мастеров: значимую роль играет сюжетная гравюра; рисунок очень насыщенный, с гораздо более глубоким цветом. Созданный штрихами фон формирует подобие сетки. Часто изображение дополняется резными или чеканеными элементами. В большинстве случаев представляется общий контур объекта, без мелкой детализации.
История

Чернение на Руси возникла в X веке, однако массовое распространение получила лишь в XVII. А со второй половины XVII века Великий Устюг занимает в этом деле лидирующую позицию в России.
Наивысшего процветания искусство чернения в Великом Устюге достигает в XVIII веке, а к его середине относится и первое упоминание об устюжском чернении в официальных документах: устюжанина Михаила Климшина (по другим источникам — Климушкина) вызывают в Москву, «для обучения данного мастерства московских жителей от купечества».

В 1762 году в городе открываются фабрики братьев Поповых.

С середины XVIII века в устюжских произведениях начинает проявляться влияние популярного в то время в Европе барокко. Характерные для мастеров Устюга сложные сюжетные композиции оформляются великолепным обрамлением.

Популярность начинают приобретать охотничьи и пасторальные темы. Но уже с 1780-х годов в работах начинают преобладать сюжеты, характерные для строгого классицизма, в соответствии с канонами которого оформление становится также значительно строже, часто используются практически документальные изображения городов и даже географических карт.

В дополнение к этим преобразованиям происходят и иные: один из известных художников того времени, Жилин, изменяет применение лучеобразных линий на непрерывный орнамент из мелких звёзд и цветочных композиций.

В середине XIX века в работах ведущих мастеров (например, М. И. Кошкова) часто применяется полностью заполняющий поверхность изделия растительный орнамент, с использованием резких контрастов. Тем не менее, к концу XIX века, мелкие ремесленники Великого Устюга оказались не в состоянии соперничать с крупными столичными фабриками, что стало символом упадка устюжского чернения.
XX—XXI века

В 1933 году в Великом Устюге М. П. Чирковым создается артель «Северная чернь». Изначально в ней производятся простые изделия массового спроса: подстаканники, ложки и прочее, декорированные лишь незатейливым цветочным узором. Впрочем, с 1936 года художественным лидером артели становится Е. П. Шильниковский, который смог возродить утраченные традиции а также сделавший и ряд нововведений, одним из которых явилось создание литературных коллекций, основанных на произведениях Пушкина, Гоголя, Крылова.

При управлении Шильниковского устюгское чернение восстанавливается и достигает беспрецедентных успехов — в 1937 году на всемирной выставке в Париже великоустюжское чернённое серебро было награждено Большой Серебряной медалью и дипломом (за серию предметов, выполненных по мотивам пушкинских произведений).

В 1961 году объединение, сохраняя своё имя, преобразуется в производство, а затем в промышленное предприятие. Отличительной чертой этого времени является обращение к наследию прошлого: кроме привычных предметов на производстве изготавливают рюмки, блюда и т. д. Для декорации изделий в основном применяются крупные растительные орнаменты, с изображениями птиц, сказочных и мифологических существ.

Из-за мировой известности, «Северная чернь» в советский период регулярно получает государственные заказы, большинство из которых реализуется по эскизам Шильниковского. На производстве создаются изделия, посвящённые почти всем важным событиям (например, подвигу папанинцев, 800-летию Москвы, юбилею объединения Украины с Россией, завоеванию космоса).
Made on
Tilda