Разговор об антикварных вещах

Дун Ци Чан
Разнообразные древние артефакты не поддаются классификации по видам, поэтому их в целом называют гудун - "антикварная всячина". Это похоже на то, как различные ингредиенты готовят с рисом в одном кастрюле и называют итоговое блюдо гудун - "сборная похлебка". В "Книге Перемен" говорится: "В смешении вещей выделяется благодатная сила". Также говорится: "Вещи смешиваются, и тому дается имя: узор мироздания". Узор мира естественным образом возникает из смешения вещей. Когда же выпестована благодатная сила, Путь Человека обретает незыблемость. Не постигнув благодатную силу, не увидишь истину Пути. Как же постигнуть её? Своди в одно разное, приводя к единству несходное, не позволяй отвлечь себя пустым именам, крепко держись сути вещей, береги Великую Пользу, замечай летучее сияние и непременно достигнешь полноты знания. В таком случае одно единственное слово "антиквариат" поднимет тебя до неописуемых откровений. Тем не менее, не приложив первоначально усилий к обучению, не достигнешь затем высшего понимания. Толкования слов и книжные суждения мнения относятся лишь к предметам осязаемым и видимым.

В слове гудун иероглиф "гу", то бишь "кости", означает: "то, что остается после того, как удалено мясо". Достаточно взглянуть на растения и животных вокруг: нет среди них никого, в ком мягкая плоть не наросла бы на костяке. Когда же они достигают старости и жизнь покидает их, бренной плоти в них суждено исчезнуть. А предметы из яшмы и золота долго хранятся людьми. Не избежать им воздействия жары и влаги Неба и Земли, оставляет на них свой след череда поколений и веков. И вот стирается с них все поверхностное и обнажается их нутро, подобно тому, как сходит плоть, а кости остаются. Посему и говорится: "кости". Как же истолковать иероглиф дун? В "Книге Преданий" сказано: "Кто власть употребляет, внушает почтение". Главный в управлении руководит чиновниками. Вот откуда произошло слово дун - "руководить". Состоит он из знаков: "трава" и "тяжесть". В Книге Перемен говорится: "Сделай себе подстилку из белого тростника". Тростник - вещь легкая, а польза от него может быть превеликая. Вот почему постижение узора вселенной означает умение управлять, приводить в порядок. Всякая вещь мила нам оттого, что мы можем как бы положиться на нее. Вот ведь тростник: вещь обыкновенная, а коли подстелить его под себя, найти в нем опору, окажется куда как важным! Ценить вещи - значит ценить в них то, что дает нам поддержку. Так и предметы домашнего обихода служат нам опорой в жизни и приносят нам пользу. Подобно тому, как во всяком деле успеха добьешься, лишь умея управляться с ним, вещи дадут нам покой, только если мы подчиним их своей власти. А когда мы покойны, мы можем искренне принять вещи, нас окружающие. Если же мы искренни, к нам придет понимание. Не станет искренности - вещи не войдут в нашу жизнь.

Антиквариат - это старинные вещи, служившие опорой древним людям. Поистине, чтобы разумно распоряжаться вещью, нужно уметь опираться на нее. Не имея же в вещах опоры, непременно причинить себе вред. Сейчас невозможно лицезреть, как древние люди одевались и ели. Но, любовно созерцая их одежду и посуду, можно постичь их мысли и чувства. Ведь все люди одинаковы в том, что находят опору в вещах, а все вещи служат опорой друг для друга. Пища поддерживается посудой, посуда поддерживается столом, стол поддерживается циновкой, циновка поддерживается землей, а чем же поддерживается земля? Кто задумается всерьез над этим, тот поймет, что все сущее держится сообщительностью между человеком и небесами. Вся Поднебесная - одна "антикварная всячина". Кто из людей обращается к малому и отворачивается от великого, тот, поистине, недалек умом.

Обращаясь к предметам старины, мы достигаем предела наших помыслов и вожделений. Человек наделен слухом, зрением, вкусом, обонянием, умом, сознанием и оттого не может не иметь влечения к звукам и цветам, и всяким ароматам. Встречая то, что ему любо, он радуется. Теряя то, что ему любо, он печалится. Посему, находя удовольствие в звуках, мы непрестанно стремимся услышать самые новые звуки мира, а, находя удовольствие в цветах, непрестанно стремимся увидеть самые яркие краски мира. Так же и обоняние наше влечется к ароматам. Вот почему людей, стяжавших богатство и знатность, влекут к себе жемчуга и шелка, пудра и румяна, пышные перья и меха, представления танцовщиц и певичек, драгоценные украшения, изысканные благовония и чудесные ароматы. Дни и ночи напролет услаждают они себя, забыв об удовольствиях иного свойства. Однако же Небо так распорядилось, что все длящееся в жизни становится нам в тягость и нас обременяет. Посему упоение вещами, достигая своего предела, обязательно открывает вам достоинства простоты и скромности, а крайнее возбуждение внезапно приводит нас к чистоте и покою духа. Стало быть, любители антикварных вещей любят изобилие цветов и звуков, но тот, кто до конца даст волю своим увлечениям, обратится к тому, что угодно разуму. Тогда он поймет, что в мире есть нечто беззвучное и лишенное аромата, но это - великий корень всего слышимого и наделенного запахом. Постигни же сей корень и воссоедини через него ветви, и тогда все звуки и цвета, и все имеющее аромат в мире обретет основу, и наше наслаждение никогда не исчерпает себя. Если же позволить увлечь себя течению преходящих чувств и не уметь возвращаться духом к корню всего сущего, рано или поздно все потеряешь, и тебя охватит отчаяние, которого и словами не высказать. Нет, так покоя в душе не обрести и судьбы своей не претворить. А не старинные ли вещи помогают нам обрести в душе покой и претворить свою судьбу?

Тот, кто наслаждается антикварными вещами, тот исцеляет себя от болезней и продлевает свою жизнь. Тем не менее, безрассудно увлекаться антикварными вещами нельзя. Сначала следует поселиться в уединенном домике — пусть он будет в городе, но в нем должны быть спокойствие нетронутого леса, свежесть ветерка и чистый блеск луны. Пусть будут подметены садовые дорожки, курятся благовония и журчит родник, а хозяин будет беседовать с мудрыми и возвышенными духом мужчинами об искусстве и истине, неспешно наслаждаясь закусками среди цветов, залитых лунным светом, и бамбуков, и кипарисов. Тогда на отдельном столике, укрытом узорчатым шёлком, можно разместить экспонаты своей коллекции и наслаждаться их созерцанием. Удовольствие общения с древними людьми способно облегчить ожесточённое сердце и укрепить ослабленный дух. Вот почему тот, кто увлекается антикварными вещами, может вылечиться от недугов и продлить свои дни.
Made on
Tilda