Словарь

А
  • Алабастр – это древнегреческий сосуд с орнаментом, продолговатый, яйцевидной формы.
  • Алмазная грань – это резьба изделий из свинцового стекла.
  • Акант – орнаментальный растительный мотив античности. В ходе истории появляется в самых разных вариантах – от натуралистического до полностью стилизованного.
  • Ангоб – декоративное покрытие из белой или цветной глины, наносимое на керамическое изделие до обжига для устранения дефектов поверхности или придания ей какого-либо цвета. Ангоб может быть покрыт слоем прозрачной глазури, росписью.
  • Антемион (антемий) – античный ленточный орнамент из пальметт, чередующихся с цветами или бутонами лотоса.
  • Арабеска – орнаментальный мотив повторяющихся групп геометрических, растительных и эпиграфических мотивов.
Б
  • Баккара – французская стекольная фирма (осн. В 1765 году), давшая название хрусталю высокого качества.
  • Балясина – невысокая фигурная опора, архитектонический элемент. Ножки барочных рюмок, ножки мебели.
  • Бисквит – белый неглазурованный фарфор.
  • Богемское стекло – высококачественное поташно-известковое стекло, отличающееся твердостью и блеском, и производившееся в Богемии (Чехия) с конца XVI века. Смотрите Поташное стекло.
  • Булль – вид маркетри – наборной работы с применением пластин черепахи или рога в сочетании с металлом, обычно медью или оловом. Стиль дворцового мебельного искусства, названного по фамилии Андрс Шарля Булля, придворного мастера французского короля Людовика XIV.
В
  • Варка стекла – процесс, протекающий в стекловарной печи, в результате которого из сыпучих компонентов шихты происходит образование расплавленной стекломассы. См. шихта.
  • Венецианская нить – см. Филигрань.
  • Витая ножка – термин для обозначения изделий с воздушной или цветного стекла филигранью в ножке. См. Филигрань.
  • Волюта – спиралеобразно изогнутый орнаментальный мотив, сохранившийся с античности до наших дней.
Г
  • Гротески – это декоративный мотив, состоящий из причудливых фигур, масок, листьев аканта, сатиров и сфинксов. Широко использовался для оформления барочного стекла и мебели.
  • Гальванопокрытие – это нанесение металлических покрытий на металлические изделия методом электролитического осаждения.
  • Гильош – это античный ленточный орнамент на мебели.
  • Гильоширование – это механический способ украшения стеклянных изделий травлением, напоминающим очень тонкую гравировку.
  • Гирлянда – это орнаментальный мотив из регулярно повторяющихся сегментообразных свисающих элементов из цветов, листьев, фруктов и лент. См. также Фестон.
  • Гладье – термин для обозначения выдувных, не декорированных изделий.
  • Глазурь – это стекловидное покрытие поверхности керамического, металлического или стеклянного изделия, закреплённое обжигом. Глазури могут быть цветные и бесцветные, прозрачные и глухие, кристаллические и матовые.
  • Глубокое травление – это техника декора многослойного стекла путем снятия плавиковой кислотой на разную глубину соответствующих участков цветного стекла, благодаря чему создается впечатление акварельной живописи.
  • Гравировка – это способ декорирования поверхности стекла путем процарапывания острым инструментом. При алмазной гравировке рисунок создается процарапыванием или постукиванием алмазным резцом по стеклянной поверхности, при этом тончайший рисунок выглядит светлым на фоне гладкого стекла. Гравировка медным колесиком различается в зависимости от получаемого эффекта на инталию, поверхностную, матовую, полированную «в стиле горного хрусталя», а также золочёную.
Д
  • Двухслойное стекло – это стекло, состоящее из двух стекол. См. накладное стекло.
  • Деколь, декалькомания (переводная печать) – это способ нанесения изображений, первоначально выполненных литографическим способом на бумаге, а затем переведенных на стеклянное или керамическое изделие. Деколи могут служить надглазурным и подглазурным декором.
  • Доу-цай (кит. Борьба цветов) – это тип декора китайских фарфоровых изделий, построенный на сочетании подглазурной синей росписи эмалевыми красками – зеленой, красной и желтой.
Ж
  • «Жемчужный фаянс» — это вид керамики с голубовато-жемчужной глазурью, изобретенной Веджвудом (1779).
З
  • Золочение – это способ декорирования стекла с использованием золота в разных техниках. Межстеклянное золочение: лист золота с гравированным рисунком помещается между двумя слоями стекла.
И
  • Имари – это декоративная разновидность японского фарфора XVIII в.
  • Инкрустация – это декор изделий врезанными вгладь изображениями или орнаментом из камня, дерева, металла, керамики, перламутра, выполненными из другого материала, обычно более ценного и отличающегося по фактуре и цвету.
  • Интарсия — это инкрустация по дереву.
  • Инталия (от ит. intaglio, резьба) – это стиль глубокой рельефной гравировки или резьбы по стеклу с последующей полировкой. Особенно широко использовалась в Германии, Богемии и Силезии в XVII – начале XVIII в.
  • Интарсия – это вставка дерева и другого материала (слоновой кости, металла, перламутра и пр.) в дерево. Интарсией украшалась мебель в эпоху Ренессанса и, прежде всего, барокко.
  • Иризация – это способ украшения поверхности стекла переливающейся радужной пленкой путем окуривания парами солей металлов. Процесс производится в момент формирования изделий у печи, либо разогревом готового изделия в муфельной печи и помещением его в специальную печь для окуривания.
К
  • Кабриоль (фр. cabriole) – это широкая изогнутая ножка мебели.
  • Какиэмон – это стиль японского декора с палитрой красных, синих, зеленых, желтых и черных тонов. Стиль имитировался европейскими фабриками в XVIII веке.
  • Камейное стекло – этодвухслойное стекло с резьбой, выделяющей белое рельефное изображение на цветном фоне.
  • Каменная масса – это вид керамики: изделия, обожженные при высоких температурах, имеющие цветной, плотный, спекшийся черепок. Обычно их покрывают прозрачной кристаллической или матовой глазурью, украшают тонким рельефом. Изделия из каменной массы предшествовали возникновению фарфора.
  • Каннелирование – это рифление дерева или металла. Неглубокие параллельные бороздки, идущие сверху вниз. Декор ножек мебели.
  • Каолин – это тонкая белая китайская глина.
  • Кап – это наплыв на стволах, ветвях и корнях деревьев. Материал для резных, столярных и прочих изделий.
  • Картуп – это орнаментальный мотив, состоящий из гербообразной сердцевины и рамы с соответствующей орнаментикой.
  • Кассоне – это итальянский свадебный сундук-ларь с пышным резным декором, изображавшим мифологические или религиозные сцены (XV в.).
  • Клеймо – это знак мастерской или мастера, получившего право на персональное клеймо.
  • Кобальтовое стекло – это темно-синее стекло с фиолетовым оттенком, цвет которого обусловлен присутствием оксида кобальта.
  • Коринфская колонна – это колонна с богато украшенной капителью волютами и акантом.
  • Костяной фарфор – это разновидность мягкого фарфора, при производстве которого в массу добавляется костяная зола.
Л
  • Лакирование – европейская имитация восточных лаков путем нанесения на поверхность мебели слоев лака или красок.
  • Ласточкин хвост – элемент шипового соединения. Шип «ласточкин хвост» имеет профиль в виде равнобочной трапеции с большим основанием на торцовой грани шипа.
  • Ленточная спинка – резной декор, напоминающий ленты, завязанные в банты; обычно предназначался для заполнений спинок стульев; связывается с эскизами Т. Чиппендейла.
  • Ленточное переплетение, гильош – орнамент из переплетающихся лент.
  • Литиалин – непрозрачное мраморовидное стекло сургучно-красного или иных цветов, имитирующее полудрагоценные камни.
  • Лотос – растительный орнамент.
М
  • Майолика – изделия из цветной обожженной глины с крупнопористым черепком, покрытые опаковой белой эмалью.
  • Марка – фабричный или фирменный знак на изделии; на керамике ставится на донышке несмываемой краской.
  • Маркетри – мозаика из фигурных пластинок экзотической древесины, наклеивающихся в углублениях деревянной поверхности; часто образуют цветочные узоры.
  • Маскарон – орнаментальный мотив, восходящий к античной театральной маске, в форме человеческой натуралистической или стилизованной головы.
  • Матовое травление – наиболее простой способ травления, в результате которого на блестящей поверхности стекла получается неглубокий матовый узор.
  • Меандр – античный орнамент, состоящий из ряда одинаковых, связанных друг с другом мотивов – спиралевидных или прямоугольных.
  • Молочное стекло – глушенное стекло белого цвета частично или полностью непрозрачное, напоминающее фарфор. Известно также под названием опакового.
  • Муфельная печь – печь для обжига стеклянных изделий с росписью эмалями, золотом или иными покрытиями.
  • Мягкий фарфор – изделия из легко плавящейся силикатной массы, покрытая прозрачной свинцовой глазурью и росписью.
Н
  • Набор, наборная работа – кусочки слоновой кости, стекла, драгоценных металлов, перламутра или дерева, набранные в рисунок в углублениях деревянного каркаса.
  • Навершие – украшение на верхней части предмета в виде шара, языка пламени, цветка, жёлудя, вазы и т.д.
  • Накладное стекло – стекло, состоящее из двух или более слоев стекла разного цвета, основным из которых является бесцветное.
  • Налеп – стеклянный пузырь, обычно приплавляемый к ножке стеклянного сосуда – сначала с практической целью, потом с число декоративной.
О
  • Обжиг – процесс обжигания в печи керамического черепка при разных температурах. Способ закрепления на стекле росписей эмалями, золотом и другими красками путем подогрева в муфельных печах.
  • Овы – декоративный элемент греческой архитектуры. Ряд яйцеобразных форм, равномерно чередующихся со стреловидными.
  • Опаковая эмаль – непрозрачная эмаль, используемая для росписи стеклянных изделий.
  • Опаковое стекло – тип глушенного белого стекла, напоминающего фарфор. См. молочное стекло.
  • Опалины – тип полупрозрачного стекла, имеющего легкую радужность. Может быть белым и цветным, обычно нежных тонов.
  • Опаловое стекло – стекло белого цвета, которое в проходящем свете выглядит оранжевым, а в отраженном – голубоватым.
П
  • Пагода – восточное сооружение с несколькими крышами.
  • Палисандр – красиво окрашенная древесина (темная пурпурно-коричневая) некоторых южно-американских видов деревьев рода жакаранда семейства бигнониевых. Применяется для фанеровки.
  • Пальметта – античный орнаментальный мотив в виде стилизованного веерообразного пучка пальмовых листьев.
  • Париан – неглазурованный просвечивающий фарфор желтоватого цвета, предназначенный для имитации античной скульптуры в середине XIX века.
Р
  • Разорванный фронтон – фронтон, карнизное обрамление которого разорвано в центре верхней части.
  • Резьба – механические способы обработки поверхности стеклянных изделий путем нанесения на них глубоких порезов крупным вращающимся абразивным или железным колесом.
  • Ремер – популярная в XV-XVII вв. в Германии и Нидерландах форма стеклянного выдувного бокала со сферической чашей, широкой полой ножкой, украшенной лепным декором («репьями»), и конусовидным основанием, обвитым стеклянной нитью.
  • Рифление – рифленым называется стеклянное изделие, гладкие наружные стенки которого сохраняют некоторую ребристость, вследствие чего создается эффект волнообразной поверхности.
  • Розетка – орнаментальный мотив античного происхождения, симметрично скомпонованный цветок розы.
  • Рокайль – декоративный мотив рококо. Ассиметричный, в виде раковины орнамент, иногда в сочетании с растительным.
  • Роспись – способ нанесения декора на поверхность готового изделия. Известна роспись золотом, серебром, прозрачными и непрозрачными эмалями, масляными красками. В большинстве случает роспись на стекле и керамике обжигается в муфельной печи.
  • Ртутное золочение или серебрение – стекло с нанесенной изнутри ртутной амальгамой, придающей ему зеркальную поверхность путем проливания его сквозь отверстие в основание двустенных сосудов, которое затем прикрывалось стеклянным диском или залепливалось воском.
С
  • Санкаи – китайская керамика эпохи Тань (618-907) с декором толстых свинцовых глазурей в зеленых и коричневых\янтарных тонах.
  • Сатсума – вид японской керамики XIX века с богатым эмалевым декором, кракелированной глазурью и густой позолотой.
  • Свинцовая глазурь – толстая прозрачная керамическая глазурь, содержащая оксид свинца, которая может быть окрашена металлическими оксидами.
  • Свинцовое стекло, английский хрусталь – стекло с большим содержанием окиси свинца. Появление твердого стекла (кон. XVII в.) позволило применить «ромбическую» грань наподобие алмазной, а в XIX в. – брильянтовую шлифовку.
  • Серебро стерлинговое – серебро установленной пробы (925 частей серебра на 75 частей меди).
  • «Складчатый» орнамент – плоскостной орнамент на мебели изящной резьбы, напоминающий складки. Был распространен в эпоху неоготики в странах, где изготовлялась мебель из дуба.
  • «Слезка» — воздушный пузырь, используемый для декора ножек кубков, рюмок в прилегающей к ножке нижней части кубка. Проколотый и вытянутый пузырь становился похожим на каплю или слезу.
  • С-образный орнамент – геометрический мотив в форме буквы С, встречающийся в разных модификациях. S-образный Синусоидный, в форме латинской буквы S.
  • Соединение в шип – соединение частей столярных изделий посредством шипового соединения, состоящего из двух элементов – шипа и гнезда. Шип – выступ на торце бруска, входящий в соответствующее гнездо другого бруска.
  • Соляная глазурь – вид твердой блестящей глазури на керамике.
  • Стеклодувная техника – техника формирования изделий из дротов (стеклянных палочек) и трубок, предварительно выполненных из легкоплавкого состава.
  • Стеклодувная трубка (понтия) – железная трубка для выдувания стеклянных изделий.
Т
  • Травление – декорирование поверхности стекла плавиковой кислотой, дающее эффект от легкого матирования до глубокого. Для этого поверхность изделия покрывается воском или иным защитным покрытием, процарапывается орнамент, а затем весь предмет покрывается кислотой с помощью кисти или погружением.
  • Трофей – орнаментальный мотив, в котором совмещены оружие и доспехи.
У
  • Урна – античный сосуд с прахом умершего. Популярный мотив в эпоху неоклассицизма.
Ф
  • Фанера – очень тонкий слой высококачественной древесины, накладывающийся на поверхность мебели из более грубого дерева. Фанеровка широко использовалась начиная с XVII века.
  • Фарфор – вид керамики, изделия из белой обожженной при высокой температуре глины со специальными примесями, отличающиеся непористым строением и просвечивающие в тонком слое. Обычно покрывается прозрачными глазурями, за исключением неглазурованного бисквита.
  • Фаянс – вид керамики, изделия из белой обожженной глины со специальными примесями, имеющие мелкопористый черепок и покрытые прозрачной глазурью.
  • Фестон – пластический или живописный орнаментальный мотив – подвески из гирлянд, цветов и листьев, переплетенных лентами. Встречаются в орнаментике античности, ренессанса, барокко и неоклассицизма.
  • Филигрань (венецианская нить) – способ декорирования изделий с использованием тонких стержней молочного типа цветного стекла, вплавленных в массу и образующих рисунок по всему сосуду и в отдельных его частях.
  • Флорентийская мозаика – разновидность мозаики, дающая эффект живописной работы благодаря искусному подбору плиток мрамора, полудрагоценных и драгоценных камней.
  • Фриз – декоративная горизонтальная панель царги столов или стульев, мебели.
Х
  • Хиалит – непрозрачное цветное стекло (черное и красное).
  • Хумпен – высокая цилиндрическая стеклянная стопа (для пива); обычно с затейливым эмалевым декором; была популярна в центральной Европе в середине XVI века.
Ц
  • Царга – рама столов и сидений усовершенствованной мебельной конструкции времен поздней готики.
  • Цветное стекло – стекло, окрашенное в различные цвета с помощью введения в шихту специальных химических компонентов (молекулярных и коллоидных красителей).
Ч
  • Чеканка – способ обработки металла, создание рельефных изображений и узоров на листовом металле.
  • Четырёхлистник – готический мотив, напоминающий четырехлистный клевер, популярный в период неоготики.
Ш
  • Шинуазри – в XVII-XVIII вв. мотивы китайского искусства, изображения китайцев, китайских беседок, китайских пейзажей и др. Мода зрелого барокко, оказавшая влияние на орнаментику рококо; второй период увлечения шинуазри относится ко второй четверти XIX в. (неорококо).
  • Шихта – сыпучая смесь материалов, содержащая необходимые компоненты для стекловарения.
  • Шишка – декоративное сферическое навершие.
  • Шлифование – процесс снятия слоя стекла с помощью механических приспособлений и абразивных материалов.
  • Шпонка – деревянный колышек для укрепления шиповых соединений конструктивных частей мебели.
Э
  • Эбеновое, или черное дерево – очень твердое тропическое дерево с черной древесиной, иногда с желтыми или коричневыми прожилками.
  • Эбонизация – тонирование или окрашивание древесины под эбоновое дерево.
  • Эмаль – силикатные краски, используемые для росписи стекла (окислы металлов, смешанные с легкоплавким стеклом, растертым в порошок и разведенным в масляной среде).
Я
  • Яблоко – декоративное утолщение на ножке бокала разных форм, полое или массивное; шишка, украшающая крышки чайников или ваз, а также черенки ложек.
  • «Яшмовые» изделия – тонкая керамика небесно-голубого цвета с рельефными античными фигурами и мотивами, из яшмовой массы, изобретенной Веджвудом в 1770-х гг.
  • «Яшмовый» фарфор – твердая красная керамика, выпускавшаяся в начале XVIII в. в Майсене, названа так из-за сходства с яшмой.
Made on
Tilda