Гильда Перес:
От кубинской деревни к США после холодной войны

От кубинской деревни к мировому признанию – карьера Гильды Перес отражает мощное художественное видение, сформированное историей и миграцией.
Гильда Перес родилась в 1954 году в Гаване (Куба), но детство провела в сельской местности. Карьера кубинской художницы-фотографа началась в Гаване в 1978 году под руководством знаменитого мастера Тито Альвареса (1916–2002). Уже в 1980 году она громко заявила о себе на Молодёжном салоне изящных искусств (Salón Juvenil de Artes Plásticas) в Гаване, привлекши внимание жюри. В 1987 году она повторила успех на Молодёжном салоне фотографии (Salón Juvenil de Fotografía) в Сантьяго-де-Куба, где её ранние работы были отмечены наградами за высокое качество.
Гильда Перес. Без названия, из серии «Калье-Обиспо». Гавана, Куба, 1983 г.
Гильда Перес, наряду со своим покойным супругом Рамо́ном Марти́несом Гранда́лом (1950–2017) и Рохе́лио Ло́песом Мари́ном (Гори), считается ключевой фигурой среди пионеров документальной фотографии на Кубе. Начав свой путь в строгом соответствии с её классическими канонами, она впоследствии обогатила жанр уникальным авторским взглядом. Её работы стали поиском интимности и символического подхода, отличавшего её от большинства коллег по поколению.

Яркий пример этой эволюции — серия «Вне дома» (Fuera de casa), создававшаяся с 1995 по 2014 год во время её жизни в Венесуэле. Этот глубоко поэтичный и пронзительно личный проект исследует опыт эмиграции. Парадоксальным образом, Перес реализовала его, находясь внутри своего дома в Каракасе. Как отмечает её дочь, Ке́лли Марти́нес-Гранда́л, серию отличает удивительно спокойный, созерцательный взгляд. Сама художница связывает эту особенность с детством, проведенным в семье сельских жителей, чем неизменно гордится.
Гильда Перес. Без названия, из серии «Крестьяне» (Guajiros). Тапасте, Куба, 1978 г.
Её работы, выставлявшиеся (как в групповых, так и персональных экспозициях) на Кубе, в Италии, Испании, Швейцарии, США и Венесуэле, входят в престижные государственные и частные собрания Европы, США и Латинской Америки, включая:
Musée de l’Elysée и Photoforum Pasquart (оба — Швейцария);
Lehigh University Art Galleries (Пенсильвания, США);
Национальный музей изящных искусств (Музей Бельяс-Артес) Кубы, Фототека Кубы и Дом Америк (Каса-де-лас-Америкас) (все — Куба);
Музей изящных искусств Каракаса (Museo de Bellas Artes de Caracas) и Архив "Фотография Урбана" (Archivo Fotografía Urbana) (оба — Венесуэла).

Как отмечает венесуэльская писательница Сусана Сото Гарридо, «Кубинцы по количеству не составляли значительной иммиграционной волны в Венесуэле, в отличие от переселенцев из других стран мира; Соединённые Штаты, однако (...) стали, как известно, второй родиной для большей части этой группы... Численность кубинских иммигрантов в Венесуэле могла достигать сорока тысяч человек, большинство из которых покинули остров по политическим мотивам...» (Сото Гарридо, Фонд городской культуры / Fundación para la Cultura Urbana, 2007).

После начала Кубинской революции в 1959 году миллионы людей покинули остров различными путями. В истории кубинской миграции выделяются ключевые вехи:
"Исход из Камироки" (Éxodo de Camarioca, 1965);
"Рейсы свободы" (vuelos de libertad) из США (между 1965 и 1973 гг.);
"Исход из Мариэля" (Éxodo del Mariel, 1980);
"Кризис бальсерос" (crisis de los balseros), начавшийся в 1990 году.

Параллельно этим событиям действовало Соглашение о кубинских беженцах (1979-1984 гг.), совпавшее по времени с восстановлением дипломатических отношений между Кубой и Венесуэлой при президенте Карлосе Андресе Пересе (1973 г.). Используя эти и другие каналы, кубинцы покидали остров и обустраивались в разных странах мира — ситуация, зеркально отразившаяся в массовой эмиграции венесуэльцев за последние двадцать с лишним лет.

Именно в этот период — в 1990-х годах — Перес вместе с мужем и дочерью Келли (впоследствии пошедшей по стопам родителей и создавшей собственную карьеру исследовательницы, поэтессы и фотографа) прибыла в Венесуэлу. Они приехали по письму-приглашению на работу: «...у художников были определённые привилегии для поездок внутри Кубы и за границу, но для выезда из страны требовалось официальное приглашение и разрешение Министерства культуры...», — вспоминает Келли.
Гильда Перес. Без названия, из серии «Вне дома» (Out of Home).
Каракас, Венесуэла, 1994–2014 г.г.
В Венесуэле Перес активно включилась в бурную художественную жизнь местных музеев и галерей того времени. Её работы участвовали как в коллективных, так и в персональных выставках, параллельно она вела преподавательскую деятельность по фотографии. Всё это она делала в тесном творческом союзе со своим спутником жизни. Позже, в 2017 году, когда в Венесуэле в полной мере проявились политическая нестабильность, нищета, голод, вспыхнули массовые беспорядки и начались военные репрессии, семья покинула Каракас и обосновалась в Майами (Флорида), где Грандал впоследствии скончался.

Хотя постоянно проживать в США Гильда Перес начала лишь в зрелые годы, её связь с этой страной уходит корнями глубоко в прошлое её карьеры. Вместе с Мартинесом Грандалом она стала одной из первых кубинских фотографов, представивших свои работы в США после окончания Холодной войны. Также крайне важно отметить влияние, которое оказали на её творчество и творчество её поколения знаменитый американский фотограф Роберт Франк (1924–2019) и его культовый фотоальбом «Американцы» (The Americans, 1958).
Роберт Франк. Автомобиль под покрывалом.
Лонг-Бич, Калифорния, США. 1971 г.


Гильда Перес. Без названия.
Гавана, Куба. 1986 г.
Фотографии Хильды Перес (Gilda Pérez) запечатлевают тонкие срезы повседневности; мгновения и предметы оказываются пойманы ее взглядом — взглядом документалиста, всегда внимательного к деталям и композиции, но в то же время взглядом, заряженным глубоко поэтическим мышлением: в ее работах документальная, фиксирующая природа фотографии идет рука об руку с богатой символической нагрузкой, что возводит ее образы в ранг визуальных поэм.
Гильда Перес. Без названия.
Гавана, Куба. 1986 г.
Происходит это потому, что Перес, кажется, способна не просто запечатлеть объекты, пейзажи и людей, но постичь их поэтическую суть — словно она пытается присвоить себе мир, для которого сама является лишь наблюдателем и свидетелем. Этот её взгляд — поэтически-исследовательский, почти вуайеристский (voyeur kind-of-poetic-explorer) — оставляет нам спокойные мгновения, пойманные её объективом: одни наполнены глубокой тоской, другие же подобны быстрым, мимолётным вспышкам жизни, что мчится слишком быстро… Но во всех них витает атмосфера тишины, уединённости — будто пассажиры «вавы» (wawa, местное назв. маршрутки) на секунду замерли, чтобы выдохнуть поглубже; будто фермеры в поле вдруг остановились, чтобы перевести дух и вспомнить смысл своего труда… Будто та пара, что сидит вместе у большой воды, погружённые друг в друга и в бескрайность природы.
Хильда Перес (Gilda Pérez). Без названия, из серии «Вне дома» (Out of Home). Каракас, Венесуэла, 1994–2014 г.
В двух фотографиях из серии «Вне дома» (Away from home) Перес смотрит на нас из своего отражения в зеркале; захламлённая полочка в ванной её дома в Каракасе создаёт ощущение принадлежности, но в то же время — утраты и скорби. Кажется, будто фотограф одновременно и пребывает дома в этот момент, и вовсе нет, окружённая обыденными вещами, из которых складывается жизнь. Таким образом, она не только впускает нас в свой дом, но и помещает себя в наше пространство — подобно «Менинам» Диего Веласкеса, где мы становимся свидетелями сложной сцены через отражение в зеркале тех, кого пишет художник. Возможно, Перес запечатлевает не только свою тишину, свою утрату и одиночество… Она запечатлевает наши.
Gilda Pérez. Санкти-Спиритус, Куба, 1987 г.
Gilda Pérez. Сьего-де-Авила (Ciego de Ávila), Куба, 1986 г.
Gilda Pérez. Морон (Morón), Куба, 1986 г.
Gilda Pérez. De la serie «Los Pasajeros», 1993 г.
Gilda Pérez. Моа, Cuba, 1980 г.

Купить антиквариат в Москве

Откройте двери в прошлое на Трофимова, 29
Добро пожаловать в наше пространство времени! В старинном особняке на улице Трофимова вас ждут не просто вещи, а хранители эпох. Каждый экспонат в нашей коллекции — материализованная история с неповторимым характером.

Антикварный магазин
на ул. Трофимова, д. 29

Ваши проводники в мире раритетов

Наша команда — археологи прекрасного. С лупой в руках и архивами в памяти, мы:

Реставрируем биографии предметов через научную экспертизу;

Расшифровываем подлинность с помощью технологий и интуиции;

Создаем "паспорта" для каждого экспоната с детальной родословной.


5 причин стать нашим клиентом:

Профессорский подход — специализация в 12 исторических периодах от барокко до ар-деко;

Детективная проверка — 7-ступенчатый аудит подлинности;

Прозрачность происхождения — архивные фото и цепочка владельцев в комплекте;

Коллекционный синергизм — помогаем создавать смысловые ансамбли;

Реанимация времени — собственная мастерская деликатной реставрации.

Made on
Tilda