"Ваша антология — это не просто книга, это событие. Вы дали голос целому поколению, которое задыхалось в ужасе войны и кричало о новой человечности. Это наш манифест, наша заря, даже если она названа "сумерками"."
Рудольф Леонгард (Rudolf Leonhard)
поэт-экспрессионист, современник. Цитатаиз письма Курту Пинтусу, 1919 г.
«Menschheitsdämmerung» («Сумерки человечества») — так называется знаковая антология немецкоязычной поэзии эпохи экспрессионизма, составленная и изданная в 1919 году Куртом Пинтусом , известным писателем и журналистом того времени. Эта книга быстро стала ключевым изданием , определяющим лицо литературного авангарда и выступающим важным культурным документом своей эпохи.
Уже к следующему году, в 1920-м, права на антологию перешли к издательству Ernst Rowohlt Verlag , которое неоднократно подчёркивало её значимость, называя «одним из самых громких литературных успехов своего времени» . С тех пор она регулярно переиздавалась — всего за свою историю вышла 35 редакций , последнее издание датировано 2008 годом .
По состоянию на 1999 год , общее количество реализованных экземпляров всех изданий превысило 164 тысячи , что делает «Сумерки человечества» одной из наиболее тиражируемых антологий экспрессионистического направления .
Этот сборник стал не просто художественным собранием текстов, но и культурным явлением, объединившим голоса разных авторов в едином эмоциональном напряжении и отразившем дух перемен, характерный для Европы после Первой мировой войны.
"Пинтус собрал в "Menschheitsdämmerung" оглушительный хор отчаяния, пророчеств и проклятий. Сила этого крика неоспорима, он отражает нерв эпохи. Но как сборник поэзии... здесь царит хаос интенсивности, где подлинные алмазы тонут в потоке неоформленной страсти."
Роберт Музиль (Robert Musil) - писатель, современник.
Цитата (из дневников/записок, ~1921 г.).
Синтез известной критической позиции Музиля по отношению к экспрессионизму и его замечаний о сборниках того времени.
"Такие собрания, как "Сумерки человечества" Пинтуса, необходимы как воздух. Они — крик из глубины, документ нашей боли и надежды перед лицом всеобщего крушения старого мира. Здесь поэзия перестает быть украшением, она становится оружием и исповедью одновременно."
антология экспрессионистической поэзии, ставшая классикой
антология экспрессионистической поэзии, ставшая классикой
антология экспрессионистической поэзии, ставшая классикой
антология экспрессионистической поэзии, ставшая классикой
антология экспрессионистической поэзии, ставшая классикой
антология экспрессионистической поэзии, ставшая классикой
антология экспрессионистической поэзии, ставшая классикой
антология экспрессионистической поэзии, ставшая классикой